Час от часу полегче? В России предложили ввести почасовую оплату труда
Группа депутатов предлагает ввести нижний порог почасовой оплаты труда. Инициатива призвана повысить уровень жизни тех, кто работает по срочным договорам и неполный рабочий день. Соответствующий документ направлен в правительство. Реально ли воплотить законопроект в жизнь и почему эксперты настроены не столь оптимистично — читайте в материале «Известий».
Делают минимальную ставку
По мнению авторов законопроекта, те, кто работает по срочному трудовому договору и неполный рабочий день, должны получать не менее 150 рублей в час, передает «РИА Новости» со ссылкой на документ. Сейчас часовая ставка исчисляется исходя из минимального размера оплаты труда (12 130 рублей) и составляет 89,85 рубля в мае и всего 65,92 рубля в июне.
«Мы постоянно говорим о том, что минимальный размер оплаты труда слишком маленький, особенно в условиях, когда огромное количество людей перешли на удаленное рабочее место... Миллионы людей находятся в подвешенном состоянии. То есть они юридически, может, потеряли работу, но тем не менее продолжают трудиться», — заметил один из авторов законопроекта депутат Госдумы Андрей Свинцов.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, работодатели устанавливают «псевдосокращенный» рабочий день, что позволяет им получать необоснованно высокую прибыль и возможность сэкономить на расходах на уплату НДФЛ и отчислений в социальные фонды. При этом часто основная часть зарплаты выплачивается в конвертах.
«В условиях роста уровня безработицы работник вынужден соглашаться с такими условиями», — отмечается в пояснительной записке к документу. По мнению авторов законопроекта, установка минимальной почасовой оплаты труда поможет увеличить доходы россиян в условиях пандемии.
Установить минимальную почасовую оплату труда в 150 рублей предлагается с 1 января 2021 года. Сумма должна индексироваться раз в год с учетом инфляции за предыдущий год.
Интересно, что два года назад также предлагалось ввести минимальную почасовую оплату труда. Тогда законопроект предполагал установить сумму в 100 рублей, но идея не нашла продолжения.
Не доводить до абсурда
По словам проректора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова, законопроект — это, с одной стороны, попытка защитить людей, ввести дополнительные гарантии по оплате труда для занятых на неполный рабочий день. В условиях кризиса работодатели начинают снижать количество рабочих часов. Часто это бывает на бумаге, но по факту работник продолжает выполнять тот же объем обязанностей, что и раньше. Зато у работодателя есть повод начать снижать оплату труда.
«Представьте себе, если в нынешних условиях человеку установили сокращенный режим работы — всего лишь полмесяца. В итоге он получит минимум 6 тыс. 60 рублей. Можно выжить на это? Нет, — говорит в беседе с «Известиями» эксперт. — Поэтому один из способов борьбы с такими махинациями — перейти на регулирование неполной занятости, вводя особый порядок установления минимальных гарантий по оплате труда. В частности, это может быть почасовая оплата, которая в теории должна быть больше, чем МРОТ, разделенный на 22 дня».
С другой стороны, что понимается под неполным рабочим днем? Вопрос.
«Должны быть какие-то пределы. Иначе неполный рабочий день будет длиться и 30 минут. Теоретически это ведь возможно, — говорит Александр Сафонов. — Законодательство должно регулировать минимальные значения неполной занятости, чтобы это не привело к абсурду и разговорам о том, что «хотели как лучше, а получилось как всегда».
С точки зрения чисто экономического подхода, считает профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС, доктор экономических наук Александр Щербаков, почасовая оплата выглядит более рационально. Ведь какая-то часть сотрудников работает не всё рабочее время — не по восемь часов, как мы привыкли. Но с социальной точки зрения могут быть проблемы: где гарантия, что заработок в этом случае будет не меньше МРОТа.
Простой пример — курьер. Он может целый день доставлять заказы, а может полдня просидеть в ожидании работы.
«Он получит деньги за час работы, но за месяц ему заплатят какие-то крохи, на которые жить он не сможет. Поэтому такая норма не может быть введена, пока мы не снимем все вопросы: если мы обеспечиваем занятость в течение какого-то времени, то в месяц человек должен точно получить минимальный прожиточный минимум, — отмечает в беседе с «Известиями» Александр Щербаков. — Если будет такая занятость, если кто-то ее гарантирует, тогда и можно вводить почасовую оплату. МРОТ — это та социальная норма, меньше которой люди не должны получать. С этой позиции и надо пересчитать: как, вводя почасовую норму оплаты труда, не обнулить, не сфальсифицировать идею минимального размера оплаты труда в месяц».
Заплатят столько, сколько смогут
О несоблюдении гарантии МРОТа беспокоятся и в Федерации независимых профсоюзов. По словам председателя организации Александра Шершукова, при принятии законопроекта без сохранения минимальной оплаты труда работодатели будут вызывать работника всего на несколько часов в день, что негативно отразится на рынке труда. Поэтому «должна быть параллельно страхующая цифра».
По мнению председателя профсоюза работников общественного транспорта Юрия Дашкова, сама сумма в 150 рублей за рабочий час слишком мала.
«Я считаю, что адекватная средняя заработная плата по всем отраслям должна сейчас составлять 50 тыс. рублей, то есть примерно 250 рублей в час», — цитирует представителя профсоюза «РИА Новости».
Экономист и финансовый аналитик Виталий Калугин считает, что введение минимальной почасовой оплаты труда никак не скажется на зарплате — работодатель будет платить ровно столько, сколько сможет. Кроме того, он будет искать другие возможности сэкономить: заключать гражданско-правовые договоры без социальных гарантий или выплачивать зарплаты в конвертах. При этом, учитывая конкуренцию на рынке, держаться за несогласных вряд ли будут.
«Если есть те, кто готов поработать за более низкую ставку, то договор расторгнут и будет заключен другой», — цитирует эксперта URA.RU.
Тем временем, как пишет РБК со ссылкой на исследование Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, сейчас половина работающих россиян подвержена рискам увольнения, задержки или уменьшения зарплаты, а также вынужденного отпуска. Потенциально уязвимы из-за пандемии коронавируса самозанятые и индивидуальные предприниматели, работники наиболее пострадавших отраслей, те, кто получает «серые» зарплаты. В списке также бюджетники с зарплатой ниже прожиточного минимума (например, занятые на неполную ставку).