Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Американский холдинг State Street выплатит $7,5 млн из-за нарушения санкций
Мир
Принц Гарри признался, что опасается покушения на свою жену Меган Маркл
Армия
Расчет ЗРК «Стрела-10» уничтожил три дрона ВСУ за одно боевое дежурство
Общество
Минздрав сообщил о выявлении четырех случаев лихорадки Западного Нила в Татарстане
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди в Москве 27 июля
Общество
В Госдуме рассказали о повышении пособий по беременности и уходу за ребенком
Общество
Заслуженный юрист РФ раскрыл новую уловку мошенников с «заграничными номерами»
Общество
Следственный комитет установил еще трех участников банды Ясина
Общество
Спасатели МЧС утром начнут работы после прорыва дамбы в Челябинской области
Происшествия
Силы ПВО сбили шесть беспилотников ВСУ над Курской областью
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Мир
Зеленский признал покровское направление в ДНР самым сложным для ВСУ
Общество
Песков заявил, что о мобилизации в РФ речи не идет
Общество
Чуйченко рассказал о возможном увеличении предельного возраста нотариусов до 80 лет
Армия
Рязанские десантники дроном уничтожили командный пункт пехотного батальона ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Почти каждый третий житель России не смог сэкономить на самоизоляции. При этом у значительной части граждан — 17% — расходы и вовсе выросли. Такие данные в ходе общероссийского опроса получило исследовательское агентство MAGRAM MR. Чаще всего люди объясняли увеличение трат тем, что стали покупать больше еды, медикаментов и алкоголя, а также импульсивными покупками в интернете и приобретением платного контента. Экономисты считают, что люди просто не осознали, что рост расходов напрямую коррелируется со снижением доходов, а социологи и психологи уверены, что россияне заедали и запивали стресс, связанный с экстраординарной ситуацией. В итоге, по данным статистики, расходы россиян превысили доходы почти на полтриллиона рублей.

Едим дома

Казалось бы, режим самоизоляции должен был способствовать снижению расходов, поскольку предполагает отсутствие издержек на поддержание себя в форме, обновки, транспорт, питание вне дома, развлечения и т.д. Однако далеко не всем удалось сократить траты в режиме «сидим дома». Так, у 32% опрошенных агентством MAGRAM MR расходы не сократились, а у 17% и вовсе выросли.

Правда, большей части респондентов (51%) самоизоляция всё же принесла экономию. В 55% случаев (опрос предполагал множественные ответы. — «Известия») снижение трат стало следствием того, что люди перестали покупать одежду, обувь, косметику и другие товары схожих категорий. В Москве, где карантинные меры вступили в силу раньше и были гораздо строже, чем в регионах, отказ от покупок отметило значительно больше участников опроса — 78% (55% от всей выборки). Также люди (47%) стали экономить на привычных ранее кино, театрах, походах в ресторан и занятиях в фитнес-клубах, которые оказались недоступны из-за ограничительных мер.

Магазин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Некоторые «самоизолированные» (40% ответов) осознанно снижали траты, например, на еду, объяснив это тем, что «сейчас сложный период и лучше сделать запас». Почти у трети (30%) опрошенных получилось сэкономить на транспортных и прочих расходах, которые исключаются при домашнем режиме. А вот на оплате ЖКХ и услуг извлечь выгоду удалось всего 1% респондентов.

Зажевали стресс

Что касается статей расходов на самоизоляции, их можно разделить на три основные категории, пояснила исполнительный директор MAGRAM MR Наталия Турунова.

— Первая и главная — снятие стресса. На это указывает рост расходов на еду (65% ответов) — в том числе готовую из ресторанов и кафе, алкоголь (10%) и увеличение числа импульсивных интернет-покупок (14%), — отметила она.

Проще говоря, люди заедают и запивают стресс из-за совершенно непривычной для себя ситуации, согласна и психолог Ольга Максимова.

— В этих же целях используется и онлайн-шопинг, когда включается система избегания наказания из-за повышенной тревожности и включение системы поощрения. Причем в случае с покупками в интернете люди получают двойную порцию дофамина: сначала в стадии предвкушения, а потом вознаграждения при получении покупки, — сказала она.

" "

Объяснила психолог и то, почему в 13% случаев выросли расходы на платный контент, учитывая даже тот факт, что в период пандемии многие производители представляют интеллектуальную собственность бесплатно. В этом случае речь идет об успешных людях, которые лишились привычных источников расходов и не чувствуют себя полноценными личностями, находясь дома.

— Для них важно заплатить за то, что другим достается бесплатно, — считает она.

Именно этим можно объяснить и тот факт, что люди с нормальными доходами не слишком стремились снизить издержки на удовольствия в условиях самоизоляции. Об этом говорят и результаты опроса, которые показали, что осознанно экономить, в том числе на еде, начали гораздо меньше москвичей — 27% против 40% по всей выборке.

Вторая категория, которая потребовала больших расходов в период пандемии, — здоровье.

— Очевидно, что страх заболеть заставил людей принимать дополнительные меры — покупать больше медицинских товаров, в том числе масок и профилактических средств, — пояснила Наталия Турунова.

Третья категория непосредственно связана со второй. Она касается расходов на такси (20%) и бензин (12%), то есть с обеспечением безопасности передвижения в условиях эпидемии.

— Интересно, что повышение цен на продукты (6%) и медикаменты (2%) отметило незначительное число респондентов. Это, скорее всего, говорит о том, что, несмотря на мартовское падение рубля и многочисленные прогнозы скачка цен, по факту рост оказался не слишком заметным для потребителей, — предположила эксперт.

Атипичная несостоятельность

Менее всего в коронавирусный кризис пострадали отрасли, которые связаны с производством еды и лекарств, подтверждают и экономисты.

— Статистика свидетельствует о стабильности или росте в областях, связанных с пищевым сектором, фармацевтикой и онлайн-развлечениями. Соответственно, расходы населения на эти услуги мало изменились или возросли, — прокомментировал главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах.

По данным Росстата, в I квартале 2020-го россияне заработали почти 13,8 трлн рублей, а потратили около 14,3 трлн. При этом на покупку товаров пришлось 65,8% доходов — почти на 2 п.п. больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

— В этот раз это больше связано не с увеличением расходов, а с падением доходов, причем у среднедоходных групп населения из-за самоизоляции и ограничений на предприятия, — уверен экономист.

Как показал опрос, более половины (51%) россиян отметили частичное сокращение дохода в период самоизоляции. Почти у трети (31%) он остался прежним. А 17% респондентов потеряли заработок полностью. И только 1% респондентов сообщили, что их достаток вырос.

Магазин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Но, как полагает профессор кафедры статистики РТУ МИРЭА Татьяна Бурцева, статистические данные свидетельствуют о том, что пока люди не готовы переходить на более дешевые продукты. Она напомнила, что, по данным аналитических агентств, в апреле 2020 года на питание приходилась почти половина всех расходов средней российской семьи.

— Ожидания населением роста цен и девальвации рубля привели к тому, что четверть россиян начали тратить на текущие расходы свои сбережения. По данным Сбербанка, уже перед началом активного распространения коронавируса в России граждане стали чаще ходить в магазин (3,2 раза в неделю, а не 3), больше тратить на продукты (на 23%, пятилетний максимум) и забирать депозиты из банков, — подчеркнула эксперт.

Татьяна Бурцева напомнила и о статистике, которая отмечает рост индекса потребительской уверенности.

— Показатель по России в I квартале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019-го улучшился на 6,0 п.п., что подтверждает вывод, что граждане пока не хотят переходить на более дешевые продукты, — подчеркнула эксперт.

Правда, она считает, что ситуация в апреле и мае сильно различается.

— Апрель — время торгового оптимизма и одновременно ценовой лихорадки. Май — время тревожности и ощущения крушения привычного ритма жизни, неопределенности в будущем, — подчеркнула эксперт.

Впрочем, по ее мнению, и тот и другой период влияет на модель потребительского поведения, часто приводя людей к нерациональным реактивным тратам в продуктовых магазинах.

Прямой эфир