Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Курс доллара впервые с 30 октября 2023 года поднялся выше 94 рублей
Мир
В NASA подтвердили падение мусора с МКС на крышу дома во Флориде
Экономика
В России самозанятые поставили госкомпаниям товаров и услуг на 2 млрд рублей
Общество
Собянин сообщил о завершении строительства двух новых корпусов МГТУ имени Баумана
Мир
Пентагон указал на «серьезную угрозу» дронов и ракет Ирана
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана за сутки поднялся на 111 см
Общество
В Донецке задержали руководителя промышленного объекта за дачу взятки
Политика
Кудрявцев стал первым мэром Новосибирска после отмены прямых выборов
Происшествия
Жителей тюменского Ишима призвали эвакуироваться из-за критического подъема воды
Происшествия
Средства ПВО уничтожили украинский МВШ в небе над Курской областью
Армия
Над Белгородской областью уничтожено три украинских дрона
Общество
Задержан подорвавший машину экс-сотрудника СБУ в Москве украинский агент
Общество
Камчатка стала участником программы стимулирования занятости
Экономика
Мишустин сообщил о рекорде в 4,2 трлн рублей товарооборота РФ и Белоруссии
Происшествия
В тюменском селе Ильинка уровень воды в реке Ишим превысил критическое значение
Армия
Расчеты РСЗО «Ураган» ночью уничтожили позиции ВСУ на приграничной территории
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель договорились об общеевропейском антикризисном плане, который обеспечит поддержку оказавшимся в беде государствам. Этот момент может считаться переломным для экономики еврозоны, поскольку все предыдущие инициативы отвергались с порога. Однако даже если идея перераспределения средств в пользу страдающих от кризиса Италии и Испании будет поддержана остальными членами ЕС, она не сможет подвинуть Европу в сторону более тесного финансового союза. Подробности — в материале «Известий».

О чем договорились Меркель и Макрон?

В ходе совместной видеоконференции лидеры Франции и Германии обнародовали план посткризисного восстановления экономики Европы. Ядром этого плана стал специальный фонд размером в €500 млрд. По объему он в несколько раз превысит ежегодный бюджет Евросоюза и равен Европейскому стабилизационному механизму (ЕСМ), который работает в ЕС с 2012 года. Главное отличие новой задумки от ЕСМ состоит в том, что средства из фонда восстановления будут выделяться на безвозмездной основе, являясь аналогом бюджетных трансфертов. ЕСМ выделял деньги в виде кредитов, причем каждый из них должен был быть одобрен всеми странами – участниками программы.

Фонд восстановления будет пополняться за счет выпуска облигаций государствами еврозоны. Соответственно, все обязательства по этим займам будут ложиться на Еврокомиссию. Таким образом, принципиальный прорыв в данном случае состоит в том, что у Еврокомиссии появляется инструмент перераспределения, бремя которого ляжет на государства в зависимости от их вклада в европейскую экономику. По словам председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, деньги будут получать те страны, которые в них больше всего нуждаются. Тем самым будет происходить «выравнивание» экономик разных регионов, как это происходит в федеративных государствах.

меркель и макрон

Совместная видеоконференция Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона, 18 мая 2020 года

Фото: REUTERS/Kay Nietfeld

Хотя споры о распределительных мерах внутри ЕС или хотя бы еврозоны велись давно, серьезное движение в этом направлении началось только после начала эпидемии. К апрелю стало ясно, что масштабы экономического кризиса вследствие карантинных мер (во многих странах Европы они являются исключительно жесткими) будут беспрецедентными как минимум с момента введения единой валюты. Что означает повышенные риски для многих европейских экономик, которые и до начала текущего года находились не в блестящем состоянии. К примеру, понесшей самый тяжелый удар Италии приходится решать проблемы собственными ресурсами, что означает резкое возрастание долгового бремени. Ожидается, что к концу года соотношение госдолга к ВВП составит 160%.

Хаотичная и разрозненная политика борьбы с эпидемией, выразившаяся в таких эксцессах, как временный запрет на вывоз медицинского оборудования и расходных материалов из некоторых стран, например, Германии, сильно подорвала европейскую солидарность. Не помогли и неосторожные высказывания нового председателя ЕЦБ Кристин Лагард, заявившей, что, мол, не дело регулятора выравнивать спреды (разницу) между ставками по облигациям разных государств. Сейчас руководству ЕС и сильнейшим государствам союза надо как-то компенсировать репутационный ущерб, нанесенный в ходе кризиса.

Кому нужен антикризисный план?

Решение пришло в ходе многомесячного перебора вариантов. Самой обсуждаемой альтернативой было введение так называемых «коронабондов», то есть экстренных облигаций, гарантированных всеми членами еврозоны. Риски в этих облигациях распределялись тонким слоем по государствам валютного союза, по факту же они равнялись рискам у наиболее надежных заемщиков — таких как Германия. Ключевое слово было за немцами, но они сказали «нет» — даже если бы канцлер Ангела Меркель поддержала эту идею, она бы столкнулась с отчаянным сопротивлением внутри страны.

Кофейня в Вене

Кофейня в Вене, Австрия, 15 мая 2020 года

Фото: REUTERS/Lisi Niesner

В ФРГ вопрос о том, что Берлину нужно взять ответственность за менее успешных соседей, всегда был болезненным. Не только оппозиция, но и судебная система выступает против любого перекладывания ответственности за поведение европейских стран на немецкие плечи. Недавнее решение Конституционного суда в Карлсруэ, фактически запретившего ЕЦБ проводить программу «количественного смягчения», — хороший тому пример (стоит отдельно отметить, что решение суда приветствовал глава Бундесбанка Йенс Вайдманн). Поэтому политическому руководству Германии нужно было лавировать и искать вариант, который бы в той или иной степени устроил все основные политические силы страны.

Антикризисные гранты от Евросоюза — как раз способ такого компромисса. Заемщиком здесь выступают не отдельные государства, а Еврокомиссия. Деньги берутся под будущие доходы правительства ЕС, то есть новые обязательства в теории не берутся. Слабая сторона этого проекта является продолжением сильной. Займы на такую большую сумму не могут браться многократно, это может быть лишь единичной мерой — иначе на покрытие такого долга никаких бюджетов не хватит.

Но и такой половинчатый проект вызвал настороженность в еврозоне. Негативно об идее отозвался канцлер Австрии Себастьян Курц, считающий, что подобные действия несут «моральные риски». Его министр финансов Гернот Брюмель прямо сказал, что республика отвергает «финансирование безвозвратных субсидий», а вместо покрытия старых долго Евросоюзу следовало бы «инвестировать в будущее».

Австрийцы в этом скепсисе не одиноки — вокруг них сформировалась «бережливая четверка», включающая Нидерланды, а также двух членов ЕС, но не еврозоны — Швецию и Данию. Позиция Финляндии неоднозначна, но президент Саули Ниинисте уже публично раскритиковал идею любых «бэйл-аутов» (финансовой поддержки за счет привлечения внешнего финансирования) в рамках Евросоюза.

мадрид
Фото: REUTERS/Susana Vera

В свою очередь на юге Европы сделку Макрона и Меркель всячески приветствовали. Премьер-министр Испании Педро Санчес оказался в числе первых, поздравивших лидеров Франции и Германии с заключением соглашения. Кстати, сама идея предоставления безвозвратных грантов была выдвинута месяц назад именно Санчесом — правда, замахивался он на куда большую сумму — €1,5 трлн. «Шагом в правильном направлении» соглашение назвал и итальянский премьер Джузеппе Конте.

Для Испании и Италии вопрос о внешней финансовой помощи сейчас является жизненно важным. Эти государства понесли самые тяжелые потери, количество смертей от коронавируса оказалось сопоставимым с показателями всего остального Евросоюза, вместе взятого. Вдобавок к этому крайне зависимые от туризма южноевропейские державы несут особенно большой урон из-за карантина. Стремительно растет безработица, а налогооблагаемая база сокращается еще быстрее. В результате и без того огромный государственный долг сейчас увеличивается примерно на 2–3% ежемесячно. Неудивительно, что просьбы о помощи всё сильнее начинают напоминать требования.

Системные пороки сохранятся

Финансовая система валютного союза внутри ЕС в период нынешнего кризиса подвергается суровому испытанию, напрямую следующему из ее общего несовершенства. Когда на рубеже веков в Брюсселе поспешно создавали архитектуру единого валютного пространства, к нему «забыли» прикрутить союз фискальный. Между тем одно без другого неизбежно будет работать плохо. Введение единой валюты потребовало от сильно отличающихся друг от друга стран с разной структурой экономики взять на себя единые обязательства. В то время как механизма выравнивания условий, нормального для федеративных государств, создано не было.

евро
Фото: Global Look Press/firo Sportphoto/Jv�rgen Fromme

В результате некоторые государства получили все минусы валютного союза, но практически никаких плюсов. В Италии, к примеру, с введением евро по сути прекратился экономический рост. Возможности же девальвировать валюту, чтобы встряхнуть экономику и повысить конкурентоспособность, в условиях еврозоны, естественно, нет. «Карантинный» кризис все эти проблемы предельно обострил.

Евроскептицизм охватывает всё более широкие слои населения, даже те, кто раньше хорошо относился как к принятию евро, так и к членству в ЕС в целом. Согласно опросу исследовательского центра Tecne, проведенного в апреле, 42% итальянцев считают, что их стране следует выйти из Евросоюза. Для сравнения, в конце 2018 года таковых было только 26%.

Учреждение безвозвратных грантов является еще одной попыткой преодолеть эти противоречия. Однако, даже если идея будет продавлена Меркелем и Макроном через оппозицию «бережливой четверки» и других игроков, она, по всей вероятности, окажется лишь временной и паллиативной. Еврозона не сможет выжить без системной политики распределения, которая должна опираться на единую для всего ЕС налогооблагаемую базу. Но создание общей налоговой системы сейчас выглядит абсолютной фантастикой по политическим причинам.

Прямой эфир