Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров отметил заинтересованность России в мире между Баку и Ереваном
Авто
Китайская BYD намерена продавать свои электромобили в Японии
Мир
Песков заявил о подготовке Россией ответа на введение потолка цен на нефть
Происшествия
Путину доложили о ЧП на аэродроме под Рязанью
Общество
Прокурор запросил для экс-сенатора Арашукова и его отца пожизненное наказание
Мир
В Стамбуле 33 человека пострадали в ДТП с автобусом и трамваем
Мир
В нескольких областях Украины объявлена воздушная тревога
Авто
Tesla сократит производство модели Y в Китае из-за низкого спроса
Мир
Правительство Финляндии внесло в парламент законопроект о членстве в НАТО
Происшествия
Причиной взрыва в Ярославле стала самовольная эксплуатация газового оборудования
Мир
Протестующие в столице Монголии ворвались в здание правительства
Общество
Уголовное дело возбуждено после драки с участием Лепса
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Начало учебного года на первых курсах творческих вузов может быть сдвинуто на неопределенный срок, сообщили «Известиям» руководители ведущих учебных заведений. Причина — необходимость провести очный отбор абитуриентов. Даты испытаний и начала занятий определятся, после того как станут известны примерные сроки ослабления эпидемиологического режима. Одни вузы собираются сочетать дистанционные просмотры с очными, другие намерены проводить только «живой» прием. «Известия» выяснили, стоит ли молодым людям в период пандемии стремиться в творческие заведения.

Только личное

По решению Министерства культуры очные вступительные экзамены вузы могут провести по специальностям «Хореографическое искусство», «Режиссура кино, телевидения и театра», «Живопись и графика», «Актерское искусство», «Дирижирование», «Операторство», «Вокальное искусство».

Список предварительный, сообщили «Известиям» в ведомстве. В него попали специальности, оценить степень готовности по которым без очного контакта невозможно. Именно это обстоятельство заставило волноваться руководителей творческих вузов, когда министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков призвал ректоров планировать проведение вступительных экзаменов, в том числе и тех, что вузы организуют самостоятельно, с использованием дистанционных технологий — и подписал соответствующий приказ.

Последовали письма творческих деятелей руководителям Минкультуры и Минобрнауки. В результате ведомства нашли компромиссное решение. В Минобрнауки в ответ на запрос «Известий» признали, что творческие специальности требуют личного общения абитуриента и экзаменатора, подчеркнув, что ищут оптимальный вариант организации вступительных испытаний.

Занятия на факультете живописи
Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Минкультуры, в свою очередь, сообщило, что совместно с вузами «прорабатываются варианты, позволяющие творческим учебным заведениям по согласованию с Минобрнауки России установить сроки проведения вступительных испытаний по некоторым специальностям в очном режиме после снятия ограничений по санитарно-эпидемиологической ситуации».

Определиться с датой очных испытаний поначалу мешало отсутствие точной даты старта ЕГЭ. Особо остро стояла эта проблема в театральных вузах — в отличие от художественных и музыкальных, куда поступают абитуриенты со средним специальным образованием, в театральные идут в основном выпускники школ.

С объявлением дат проведения ЕГЭ (начало — 29 июня) осталась одна помеха — по-прежнему неизвестны сроки снятия ограничений собраний и передвижений. А претендент, будь то актер, музыкант, режиссер или художник, должен прибыть на место экзамена и предстать перед комиссией. Причём произойти это может много позже онлайн испытаний и зачисления в нетворческие вузы.

Мы готовы напрягаться, готовы набирать абитуриентов осенью, когда уже начнется учебный год, так как набор является огромным фактором успеха актерского курса, — рассказал «Известиям» ректор Театрального института имени Щукина Евгений Князев. — По-другому мы принять не можем, потому что растеряем специальность.

В режиме онлайн, пояснил ректор, невозможно прервать абитуриента, дать дополнительные задания, проверить психофизику, увидеть, что для человека значит подумать на сцене, удивиться, возбудиться, растеряться и т д.

Онлайн вживую

Другое дело, что, даже получив разрешение на очный приём, вузы не гарантируют живого общения мастера и претендента. Например, предварительные туры в столичных театральных заведениях обычно занимают несколько месяцев и по идее должны идти сейчас, когда еще не снят карантин.

В лучшем положении находятся художественные и музыкальные учебные заведения, которые просеивают своих абитуриентов, что называется, с детства. В эти вузы приходят профессионалы, имеющие диплом соответствующих колледжей и спецшкол. И поток их, естественно, в разы меньше. Что касается театральных институций, то им приходится просматривать по несколько тысяч человек, а в нынешней обстановке сделать это вживую точно невозможно. Скорее всего, педагоги, набирающие актерские и режиссерские курсы, встретятся с абитуриентами уже на заключительных этапах отбора, и придут на него те, кто предварительно отбирался онлайн, где ошибки неизбежны.

Однако другого выхода нет. По словам ректора Школы-студии МХАТ Игоря Золотовицкого, через первый отборочный тур в проходит в среднем 3,5 тыс. человек. В этом году он проводится дистанционно.

студенты
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— В апреле записалось 700 человек, на май примерно столько же, — рассказал ректор. — На сайте Школы-студии установлена специальная программа, чтобы претенденты могли скидывать ссылки на свои видео с обязательным для поступления репертуаром. Эти заявки распределяются между педагогами. Они смотрят и высылают по электронной почте свое решение.

Похожие правила действуют в «Щуке», а в ГИТИСе, например, главный режиссер Театра им. Вахтангова Юрий Бутусов, который впервые в этом году наберет актерско-режиссерский курс, выступил с видеообращением к абитуриентам и предложил написать для первоначального знакомства творческую работу. Как оказалось, формат онлайн, против которого ректоры поначалу выступили, в разумных пределах может быть полезен.

С одной стороны, такое в страшном сне не могло присниться, но с другой, нет худа без добра, считает Игорь Золотовицкий. Многие хотят, но не могут отправиться в Москву. А сейчас ребята, которые дистанционно пройдут предварительный отбор, может быть, рискнут приехать. И вуз в итоге найдет нового Смоктуновского.

В случае если эпидемиологическая обстановка всё же не позволит принять очные экзамены, ректор Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Семен Михайловский допускает, что они могут пройти онлайн.

— В создавшихся условиях можно предположить любой вариант развития событий, — рассказал он. — Наши абитуриенты соревнуются в мастерских, они должны быть в равных условиях. Но в принципе можно набрать студентов и по портфолио. Другой вопрос, насколько это целесообразно.

Принять нельзя отменить

Невозможно отрицать целесообразность очного приема, считают собеседники «Известий», однако признают, что он может сыграть злую шутку с абитуриентами, которые дойдут до финального этапа, но не будут приняты. Ранее поступление в творческие вузы проходило в среднем на месяц раньше аналогичного процесса в нетворческих. Не попав в актеры или режиссеры, абитуриент мог поступить туда. При позднем наборе, когда другие вузы завершат зачисление, такая возможность исчезнет. Впрочем, не исключен и обратный вариант.

— А если дети подали документы в нетворческий вуз и их уже зачислят? — задается вопросом Евгений Князев. — Что делать? Забирать документы? Это несправедливо по отношению к принявшему их вузу. Здесь нужно всё продумывать до мельчайших подробностей.

Еще один спорный момент нынешней вступительной кампании — список специальностей, по которым разрешен очный прием. Там нет, например, исполнителей на музыкальных инструментах и композиторов. Хотя понятно, что оценить их навыки можно только в живом формате.

Балерины в балетном классе
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Ректор Академии музыки им. Гнесиных Александр Рыжинский считает, что прием дистанционно невозможен для всех без исключения музыкальных специальностей. С учетом сложности со связью и дефектов звукового сигнала ни о каком объективном онлайн-экзамене для инструменталистов речи идти не может. Другой пример: претенденты-композиторы должны писать многочасовую работу по созданию оригинального музыкального произведения под наблюдением педагогов.

— Мы не сможем проконтролировать дистанционно самостоятельность ее выполнения, — пояснил «Известиям» Александр Рыжинский. — Таким образом, велика вероятность фальсификации.

Казалось бы, учитывая все риски ситуации, вузам проще отменить прием — страна не испытывает недостатка в актерах, музыкантах и художниках. То, что в 2020-м не начнут обучение очередные курсы, на художественную ситуацию не повлияет, а у абитуриентов появится время всё взвесить и решить, нужны ли им во многом неблагодарные творческие профессии. Тем не менее собеседники «Известий» такой вариант не рассматривают: набор, считают они, должен быть проведен, поскольку напрямую связан с бюджетом вузов. В случае его отмены сократится как нагрузка, так и зарплата педагогов, нарушится привычный алгоритм работы.

Если бы было военное положение, то, конечно, отменили, но если есть возможность этого избежать, необходимо приложить максимум усилий и принять студентов, — уверен Игорь Золотовицкий.

Другое дело, что нужно реально понимать время, когда можно начать вступительные, продолжает он. А отменить всегда успеем.

Читайте также
Реклама