Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Белгородской области сообщили о крайне тяжелой ситуации с энергоснабжением
Общество
Уголовное дело возбудили после нападения рыси на девочку под Уфой
Армия
Силы ПВО сбили 19 украинских БПЛА над четырьмя регионами России
Мир
Трое россиян с судна Fitburg остались в Финляндии под запретом на выезд
Здоровье
Эксперт рассказал о рисках для ребенка при употреблении ветеринарных препаратов
Общество
В Госдуму внесли проект об обеспечении инфраструктурой участков для многодетных
Общество
Правительство РФ утвердило госгарантии бесплатной медпомощи россиянам
Мир
Адвокат Бутягина подаст апелляцию на решение суда Варшавы о продлении ареста
Мир
Французского депутата из партии Ле Пен госпитализировали с ранением головы
Общество
Эрмитаж продолжит помогать археологу Бутягину через дипломатические каналы
Общество
Депутат ГД предрек ответ за расстрел ВСУ 130 мирных жителей Селидово
Мир
По Ирану прошли массовые протесты. Что нужно знать
Мир
В больницах Пхукета остаются 17 пострадавших при ЧП с катером россиян
Общество
Юрист предупредил об уголовном преследовании за сторис из чужой квартиры
Армия
ВС России «Искандерами» и «Калибрами» поразили два цеха по сборке БПЛА в Киеве
Мир
Трамп проведет собеседование с топ-менеджером BlackRock на пост главы ФРС
Общество
Роскомнадзор заявил об отсутствии оснований для разблокировки Roblox в РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Он много лет донимает мировых лидеров — по телефону, другим каналам связи, а также лично — с требованием побыстрее решить все мировые проблемы разом. Его любовь к самолюбованию уже давно стала мемом и обсмеяна где только можно, от карикатур в газетах до «Симпсонов» и «Саут Парка». Да, а еще он уже четыре десятилетия возглавляет одну из лучших рок-групп планеты — есть мнение, что и самую лучшую. При этом его настоящее имя знают разве что самые преданные поклонники. И начальники охраны мировых лидеров — пропуск всё же выписывают на гражданина Ирландии Пола Дэвида Хьюсона, а не на какого-то сомнительного Боно. 10 мая вокалисту U2 исполняется 60 — «Известия» решили вспомнить о том, что значит человек, спевший нам про Sunday Bloody Sunday и Mysterious Ways, для своей родной страны и всего остального мира.

Песня остается с человеком

О том, как 14-летний Лоренс Маллен повесил в 1976 году на школьной доске объявлений записку «Барабанщик ищет музыкантов для группы», как на нее откликнулись трое учеников той же дублинской школы «Маунт Темпл», которых звали Дэвид, Пол и Адам, и что из всего этого вышло, написаны целые тома. Ленивые могут обратиться к изложению этой истории хотя бы в «Википедии», благо, статья про U2 уже давно сравнялась по объему с текстами о The Beatles и The Rolling Stones и лишь немного отстает от Льва Толстого. Столь же бессмысленно начинать жизнеописание одного из величайших — кроме шуток — рок-вокалистов всех времен с его детских лет. Родился, учился, стал звездой — всё как у всех.

В качестве компромисса можно в юбилейный 458-й раз пересказать байку о том, как приятель Пола Хьюсона, долговязый хипстер Мартин Хэнви, придумал для него псевдоним Боно Вокс — подсмотрев вывеску магазина слуховых аппаратов Bonavox на Норт-Эрл-стрит, 9, в Дублине (сам Мартин взял себе имя Гэвин Фрайдей, под которым и вошел в историю рок-н-ролла в числе, так сказать, «малых пророков»).

Ирония, конечно, в том, что обладатель псевдонима «хорошо голос» (не очень правильная латынь оригинальной вывески в изводе Хэнви стала совсем уж диковатой) изначально петь не умел — в вокалисты его определили, выяснив, что способности Боно как гитариста совсем уж плачевны. «На гитаре я играть умел. И сейчас не умею», — признавался он в интервью 1982 года, уже став если не звездой, то, по крайней мере, рокером с именем. Занятно, что в 2006 году, будучи всемирно признанным музыкантом, исполнителем и автором пары десятков международных хитов, Боно начал брать уроки фортепиано у педагога своих младших детей. Чтобы, как пояснил сам певец, «улучшить свои способности в сочинении песен».

Боно

Концерт U2 в Гамбурге в 2018 году

Фото: Global Look Press/DPA/Daniel Bockwoldt

С сочинением песен — хотя в случае с U2 это занятие строго коллегиальное — у Боно явно проблем нет до сих пор. Пусть последние работы группы откровенно не дотягивают до былых вершин, «провальными» их назвать затруднительно даже по меркам самих U2. Большинство остальных обитателей поп-мира по-прежнему может только мечтать хотя бы о подобных «неудачах». Вообще же историю U2 как музыкального коллектива можно, пожалуй, разделить на три неравные части.

Политизированные романтики 1980-х, записавшие два почти эталонных альбома гитарного рока, одновременно и выходящего за рамки установленного канона, и дающего пример переосмысления глубинных, блюзовых корней этой музыки. Стадионные монстры последних 30 лет, собирающие арены по всему миру и выпускающие с большими паузами ровные, но не столь уж выдающиеся студийные работы. И сердитые всё еще молодые люди, на стыке 1980-х и 1990-х выпустившие альбом, во многом по своему значению схожий с «Сержантом Пеппером» The Beatles.

Как и битловский шедевр, вышедший осенью 1991-го Achtung Baby не создал канона, но остался в истории популярной музыки монументальным шедевром, вехой, после которой играть по старым правилам стало невозможно — а повторить достижение не удалось толком и самим творцам. Так бывает в искусстве, какое-то явление или произведение становится основой «школы», какое-то — остается единичным и уникальным. Попытки развить заложенные в этой почти безупречной пластинке идеи приводили в лучшем случае к почтительному эпигонству.

Как то было и с многочисленными стараниями воссоздать звук и атмосферу «Пеппера» — технологии с 1967 года продвинулись настолько, что повторить чисто технические моменты можно при помощи обычного домашнего ноутбука. Не удается лишь уловить то эфемерное, исчезающее, иррациональное, что делает, к примеру, «Мону Лизу» большим, чем просто портрет женщины, а «Хорошо темперированный клавир» чем-то выходящим за рамки сборника упражнений для «стремящейся к учению музыкальной молодежи».

Доброхот со средствами

Самое парадоксальное в этом борце за всё хорошее против всего плохого, кумире прогрессивной молодежи в возрасте от примерно 15 до примерно 60 — разительное несоответствие частного человека публичной персоне. Ничего особенно прогрессивного в образе Пола Хьюсона вне сцены (музыкальной и политической) не наблюдается: отец четырех детей, человек, хотя и не воцерковленный, но глубоко верующий, женат на одной женщине с 1982 года (знаком с 1975-го), рачительный хозяин и бизнесмен. С этой его ипостасью, кстати, не обошлось без скандала: в 2017 году выяснилось, что знаменитый филантроп и друг Африки приобрел долю в литовском супермаркете через мальтийскую фирму — чтобы «оптимизировать» налоги.

Личное состояние Боно оценивается в $700 млн, что делает его вторым по богатству (после Пола Маккартни) рок-музыкантом планеты. И, надо сказать, значительная часть этих денег заработана вне сцены и студии. Боно вместе с другими участниками группы и в одиночку владеет немалым количеством дублинской недвижимости (склонные к преувеличениям дублинцы не преминут в разговоре довести долю до трети, а то и до половины), включая, например, знаменитый люксовый отель «Кларенс».

Боно

Боно во время посещения школы в Лесото в 2006 году

Фото: REUTERS/Mike Hutchings

Вообще он и его коллеги начиная с конца 1980-х, когда слава окончательно конвертировалась в миллионные гонорары, демонстрировали удивительную для рок-звезд практичность в распоряжении средствами. Видимо, поскольку все они семейные люди с детьми (четверо — у Боно, пятеро — правда, от двух браков — у гитариста Эджа, трое — у барабанщика Ларри Маллена). Разве что басист Клейтон вел более-менее рок-н-ролльный образ жизни, то гуляя с Наоми Кэмпбелл, то попадая в полицию с марихуаной «на кармане», но и он недавно остепенился, вступил в брак и в 2017 году сообщил о рождении дочери — в лучших традициях группы, не уточнив, когда и где она появилась на свет.

Хотя Боно фигурирует во всех возможных рейтингах богатеев шоу-бизнеса, отношение к нему в массах радикально отличается от того, как смотрят, к примеру, на Мадонну (кстати, куда более «бедную» девушку) или на увешанных «голдой» рэперов-миллионеров. Боно (ну, или его советники по имиджу — их незаметность, если они существуют, еще один характерный штрих к портрету) — абсолютный гений медийного камуфляжа.

Он не ходит перед фоторепортерами в «демократичной» серой майке (производимой, как выяснилось с Марком Цукербергом, на заказ итальянским модельером из баснословно дорогой шерсти). Он крайне редко выбирается в спасаемую им три десятка лет Африку (обнимаемые упитанными белыми рок-звездами голодные чернокожие дети давно уже не вызывают того умиления, как некогда). Он вообще ведет довольно замкнутый образ жизни: для массмедиа остаются лишь Боно на сцене и Боно, встречающийся с мировыми лидерами.

Встреча с руководством

Эта последняя ипостась — уникальная, пожалуй, находка Боно. Еще во время тура ZooTV в начале 1990-х он каждый концерт звонил со сцены по спутниковому телефону в Белый дом и требовал соединить его с президентом Бушем-старшим. Дозвониться не удавалось, а злые языки уверяли, что сэкономленные на звонках деньги (спутниковая связь тогда была прерогативой миллионеров) вполне могли бы какое-то время прокормить небольшую африканскую страну.

Но всего десяток лет спустя Боно своими благотворительными начинаниями и вошедшей в мемы настырностью добился таки своего — мало кто из мировых лидеров сумел избежать встречи с ним. В 2010-м он добился в Сочи аудиенции у тогдашнего президента России Медведева. В 2018-м излагал планы улучшения нравов католического духовенства папе Франциску. Кстати, встретился и с Бушем — только младшим, которого, как ни странно, весьма хвалил.

Боно

Боно и экс-президент РФ Дмитрий Медведев с ретривером Альдо в Сочи в 2010 году

Фото: РИА Новости/Михаил Климентьев

Невероятная активность Боно раздражает многих — в одной из серий популярного сатирического телесериала «Саут Парк» он ходит по африканской деревне и поет, глядя на умирающих детей, а в финале вообще оказывается гигантской фекалией. Всё же трудно не признать, что озабоченная проблемами мира рок-звезда выглядит симпатичней, чем рок-звезда, озабоченная только собственным банковским счетом. К тому же Боно, в отличие от многих своих политизированных коллег, продолжает и успешную работу в музыке.

Как удачно сформулировал это на встрече с лидером U2 Дмитрий Медведев, «когда люди начинают активно заниматься общественной деятельностью, музыка заканчивается. Но с вами этого не случилось». Судя по характеру отношений Боно с окружающей действительностью, не случится и в дальнейшем.

Читайте также
Прямой эфир