Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп указал на выход переговоров по урегулированию на Украине на финальный этап
Мир
Дмитриев указал на панику сторонников продолжения украинского конфликта
Мир
Зеленский выразил намерение обсудить с Трампом территориальные уступки Украины
Мир
FT сообщила о беспокойстве Киева из-за разговора Путина с Трампом
Мир
Трамп заявил об отсутствии дедлайнов по урегулированию на Украине
Мир
Трамп заявил об уверенности в настрое РФ достичь договоренности по Украине
Мир
Трамп заявил об отсутствии у ЕС решения по использованию замороженных активов РФ
Мир
Зеленский прибыл в Мар-а-Лаго на встречу с Трампом
Мир
Путин и Трамп договорились оперативно обсудить итоги контактов США и Украины
Мир
Ушаков призвал Киев принять решение по Донбассу с учетом ситуации на фронтах
Мир
Разговор Путина и Трампа по телефону продлился 1 час 15 минут
Мир
Ушаков сообщил о схожей позиции Путина и Трампа по европейскому плану по Украине
Мир
Дмитриев назвал важнейшим телефонный разговор Трампа и Путина
Мир
Трамп назвал украинский кризис самым трудным для себя
Спорт
Артемьев стал серебряным призером чемпионата мира по быстрым шахматам
Спорт
Хоккеисты ЦСКА впервые в сезоне обыграли «Спартак»
Мир
Фанаты Трампа собрались около резиденции в Майами перед переговорами с Зеленским
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В период карантина втрое вырос спрос на услуги кардиологов, также в списке самых востребованных специалистов терапевты, педиатры, гинекологи, эндокринологи и гастроэнтерологи. Об этом «Известиям» рассказали представители телемедицинских сервисов. При этом более 90% обращений к врачам поступает по обычному телефону. «Известия» разбирались, каковы перспективы онлайн-медицины и как в Москве лечат на дому больных COVID-19.

Залечить раны

По данным сервиса «Онлайн-Доктор», за время карантина самыми популярными дистанционными врачами оказались терапевт, педиатр, акушер-гинеколог, эндокринолог и гастроэнтеролог. Более 90% тех, кто «посетил» таким образом специалиста, и после окончания карантина планируют обращаться к онлайн-формату. Исследование (есть у «Известий») проводилось в марте–апреле 2020 года, в нем приняло участие около 7 тыс. пользователей.

Центр телемедицины в Москве для пациентов с коронавирусом
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

С 30 марта сервис совместно с госкорпорацией ВЭБ.РФ запустил бесплатные телемедицинские консультации для всех россиян. В первые две недели апреля 70% пациентов обращались к дежурным врачам, терапевтам и педиатрам с жалобами на симптомы ОРВИ и пищевые расстройства, а 30% — к врачам узких специальностей. Во второй половине апреля ситуация изменилась: 70% теперь составляют обращения к узким специалистам, а 30% приходится на терапевтов и педиатров.

Сейчас втрое увеличилось количество обращений к кардиологам — пациенты жалуются на скачки артериального давления. Также пользователи чаще стали звонить неврологам — многие обращения вызваны паническими атаками. Домашний режим негативно сказался на состоянии кожи. На фоне стресса и погрешностей в питании обострились проблемы акне, атопического дерматита. Также в апреле выросло число пациентов, которым понадобилась консультация аллерголога: в самоизоляции люди постоянно контактируют с «раздражителями» — пылью, шерстью животных, бытовой химией, — поделилась с «Известиями» медицинский директор телемедицинского сервиса «Доктор рядом» Инна Злотникова.

Центр телемедицины в Москве для пациентов с коронавирусом
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Для связи с врачом пациенты используют обычный телефон, видеозвонок через мобильное приложение или направляют текстовое сообщение через личный кабинет. Всё больше обращений поступает через мессенджеры.

С помощью видеосвязи клиент может показать врачу свою рану, сыпь или что-то другое, что его беспокоит. Но чаще люди пользуются наиболее привычным для них средством связи — более 90% обращений поступает по телефону, — отметил гендиректор сервиса «ТелеМед» Максим Шапорин.

Он также рассказал, что цели вылечить человека онлайн нет. Задача сервиса — помочь определиться с порядком действий, дать понять, к какому врачу идти и какие анализы сдавать в первую очередь.

Центр телемедицины в Москве для пациентов с коронавирусом
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

На связи

Онлайн-прием пациентов в столице также шагнул далеко вперед. В телемедицинском центре департамента здравоохранения Москвы около 300 врачей в две смены дистанционно консультируют больных на дому, рассказал «Известиям» главный специалист по первичной медико-санитарной помощи ДЗМ, член клинического комитета по борьбе с коронавирусной инфекцией Андрей Тяжельников.

Телемедицинский центр создан для дистанционного наблюдения пациентов с подтвержденной коронавирусной инфекцией, состояние которых позволяет им проходить лечение на дому. Пациенты прикрепляются к центру после постановки диагноза или после выписки из стационара для продолжения медицинского контроля за состоянием здоровья.

Центр телемедицины в Москве для пациентов с коронавирусом
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Больной подписывает согласие на лечение дома и получает инструкцию о том, как зарегистрироваться для аудио- и видеоконсультаций на портале центра.

Врачи регулярно выходят на связь с пациентом для оценки его состояния. Больные также могут сами связываться с центром в круглосуточном режиме, если чувствуют необходимость в консультации. Если развитие болезни вызывает опасения, то принимается решение об очном осмотре на дому или по адресу проживания пациента вызывается скорая помощь, — пояснил Андрей Тяжельников.

Личное-публичное

Пока онлайн-сервисы всё же ограничены в своих возможностях. По закону в дистанционном режиме пока нельзя поставить диагноз (даже предварительно) и назначить лечение, пояснила руководитель направления MedTech юридической фирмы «Лурье, Чумаков и партнеры» Елена Шершнёва. Кроме того, есть факторы, препятствующие развитию телемедицинских сервисов. Среди них — необходимость врача находиться в помещении клиники во время консультации и еще множество подобных нюансов.

— Например, для дистанционной медицинской консультации требуется полноценное оборудование кабинета гинеколога, хотя оно явно не понадобится. Работать в этой сфере в правовом поле могут себе позволить немногие коммерческие клиники, а спрос на такие услуги высокий. Поэтому с самого момента зарождения телемедицины в России эта область интересует мошенников, — отметила Елена Шершнёва.

Личные дела в телемедицине относятся к врачебной тайне, медицинская организация не вправе их разглашать без письменного согласия пациента. Правда, всегда существует вероятность утечки информации в недобросовестные руки.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— 19 494 больничных назначения в мире были отменены в связи с атакой WannaCry в 2017 году. Кроме того, в результате утечки информации американская медицинская страховая компания Anthem утратила 78,8 млн записей персональной информации пациентов. Один из последних инцидентов произошел в Чехии — медучреждения столкнулись с кибератакой, в ходе которой важные инфраструктуры были поражены вредоносным программным обеспечением, — рассказал глава представительства Check Point Software Technologies в России и СНГ Василий Дягилев.

По его словам, устаревшие версии операционных систем и отсутствие обновлений на протяжении долгого времени оказывают сильное влияние на уязвимость медоборудования и сервисов. Для обновления системы и тестирования аппаратуры на предмет корректной работы зачастую требуются время и затраты, которыми учреждения не обладают.

Чаще всего целью, которую преследуют злоумышленники, атакуя медицинские сервисы, являются деньги. Хакеры могут похитить данные пациентов, а затем продать их в даркнет или запросить выкуп за полученные данные у больницы, угрожая зашифровать их. Еще один вероятный сценарий: злоумышленники шифруют информацию, после чего требуют денежное вознаграждение за ключ, который необходим сотрудникам больницы, чтобы их расшифровать.

Читайте также
Прямой эфир