Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Турчанка намерена через суд доказать родство с Дональдом Трампом
Происшествия
Силы ПВО сбили второй летевший на Москву беспилотник
Мир
The Guardian указала на рекордный рост применения смертной казни в США
Армия
Сержант Курунов вынес под минометным обстрелом двух раненых бойцов ВС РФ с передовой
Мир
Bloomberg узнало об увеличении состояния семьи Трампа на 70% за 15 месяцев
Общество
МРОТ превысил 27 тыс. рублей с 1 января 2026 года
Общество
Аэропорт Нижнего Новгорода принимает и отправляет рейсы по согласованию
Общество
В аэропорту Домодедово ограничили прием и отправку рейсов
Спорт
Тренер сборной РФ Сорин рассказал о конфликте с украинским коллегой в Тоблахе
Общество
В трех аэропортах России сняли временные ограничения на полеты
Мир
Мема осудил реакцию Каи Каллас на попытку атаки ВСУ по резиденции Путина
Мир
СМИ назвали самый кассовый мультфильм Disney за всю историю
Происшествия
Девочку засыпало слоем снега на горнолыжном курорте в Сочи
Спорт
«Вашингтон Кэпиталз» обыграл «Нью-Йорк Рейнджерс» в матче НХЛ со счетом 6:3
Мир
Die Welt узнала о намерении ЕС приурочить 20-й пакет санкций к годовщине СВО
Общество
Владимир Путин поздравил россиян с Новым годом
Мир
Нетаньяху заявил о готовности перейти ко второму этапу соглашения по Газе
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Некоторые страны Юго-Восточной Азии укрепляют сотрудничество, чтобы отстаивать свои территориальные претензии перед Китаем, отмечают эксперты. Пока Пекин затягивает с разработкой правил поведения в Южно-Китайском море, Филиппины предлагают свой кодекс Вьетнаму и Малайзии. В частности, 30 января Манила и Ханой уже усилили взаимодействие в сфере безопасности. Чем может ответить Пекин и при чем тут США — в материале «Известий».

Манила и Ханой усиливают защиту от Пекина

Филиппины и Вьетнам договорились о сотрудничестве в области безопасности в Южно-Китайском море. Стороны пришли к соглашению во время визита филиппинского президента Фердинанда Маркоса – младшего 29 и 30 января в Ханой, где он встретился с вьетнамским руководством, включая президента Во Ван Тхыонга и премьер-министра Фам Минь Чиня. Самым заметным итогом переговоров стало подписание двух меморандумов: первый касается предотвращения нежелательных инцидентов в Южно-Китайском море, второй — установления «горячей линии» между береговыми охранами стран. Оба соглашения, по сути, направлены на противодействие Китаю в ЮКМ, чьих активных действий и опасаются Манила и Ханой в связи с территориальными спорами в водах.

Президент Филиппин Фердинанд Маркос-младший на заседании юбилейного саммита АСЕАН-Япония в Токио. 17 декабря 2023 года

Президент Филиппин Фердинанд Маркос – младший на заседании юбилейного саммита АСЕАН – Япония в Токио. 17 декабря 2023 года

Фото: KAZUHIRO NOGI/Pool via REUTERS

Маркос подчеркнул, что Вьетнам остается единственным стратегическим партнером Филиппин в регионе АСЕАН: «Поскольку мы продолжаем сталкиваться с новыми проблемами, нам также предоставляется огромное количество возможностей для сотрудничества». Таким образом, небольшие страны объединяются на фоне общей обеспокоенности по поводу своего крупнейшего соседа в регионе. Хотя есть и свои нюансы.

— Обе страны сами имеют пересекающиеся территориальные претензии, однако Манила более дружелюбно относится к Ханою, чем к Пекину. Эти вещи вынуждают обе страны находить решения для устранения разногласий и способы ответить на давление со стороны Китая, — сказал «Известиям» вьетнамский политолог Занг Динь.

Чем опасно Южно-Китайское море

Помимо Китая, Филиппин и Вьетнама территории в Южно-Китайском море оспаривают также Малайзия, Бруней и Тайвань, который Пекин считает своей провинцией, а не полноценным соперником в регионе. Речь в первую очередь идет о Парасельских островах и Спратли. Однако сами по себе они не представляют особой ценности. ЮКМ исключительно привлекательно с экономической точки зрения. Во-первых, это торговый морской путь, через который ежегодно осуществляются перевозки на сумму $3 трлн.

Вид на Парасельские острова из иллюминатора самолета

Вид на Парасельские острова из иллюминатора самолета

Фото: commons.wikimedia.org

Во-вторых, это огромные залежи углеводородов. Данные геологических служб стран разнятся, однако, например, по оценкам правительства США, на дне моря сосредоточены 11 млрд баррелей нефти и 5,4 трлн куб. м газа. Таким образом, страна, у которой будет контроль над этими ресурсами, получает возможность влиять на глобальные экономические процессы. Кроме того, территория имеет и стратегическое значение. Соперники по региону искусственно расширяют «свои» земли с помощью насыпных островов. В связи с этим США постоянно обвиняют Китай в милитаризации региона, публикуя фотографии, на которых запечатлены военные аванпосты. При этом Филиппины и Вьетнам, в отличие от Малайзии и Брунея, также весьма активно ведут себя в регионе, расширяя свое присутствие, проводя учения и патрулируя воды.

Бывший филиппинский большой десантный корабль LT 57 Sierra Madre, специально посаженный в качестве форпоста филиппинцами в 1999 году на Вторую отмель Томаса в архипелаге Спратли

Бывший филиппинский большой десантный корабль LT 57 Sierra Madre, специально посаженный в качестве форпоста филиппинцами в 1999 году на Вторую отмель Томаса в архипелаге Спратли

Фото: REUTERS/Erik De Castro

Основные риски заключаются в том, что на большую часть из всех этих территорий претендует Китай, превосходящий остальные страны по всем параметрам, включая военные. С позицией Пекина, конечно, не согласны остальные потенциальные хозяева островов и в первую очередь Филиппины. В июле 2016 года Постоянная палата третейского суда (международный арбитражный суд, расположенный в Гааге) по иску Манилы постановила, что у КНР нет оснований для притязаний в Южно-Китайском море. Однако Пекин посчитал решение суда недействительным и до сих пор его не признает.

Почему не получается урегулировать ситуацию в ЮКМ

При этом КНР, исходя из официальной позиции властей, не заинтересована в подрыве стабильности в регионе. В частности, для того чтобы избежать эскалации, Китай и Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в 2002 году подписали Декларацию поведения сторон в Южно-Китайском море. Одно из ее положений предусматривает разработку кодекса поведения сторон, то есть конкретных правил. В 2022 году все 10 лидеров АСЕАН собрались вместе с премьер-министром Китая (на тот момент) Ли Кэцяном в Пномпене, чтобы отметить 20-летие декларации. Политики в очередной раз подтвердили приверженность принципам международного права, регулирующим межгосударственные отношения. В 2023 году посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй в интервью «Известиям» подчеркивал, что Китай и страны АСЕАН придерживаются диалога, разрабатывая кодекс. При этом глава диппредставительства подчеркнул: любой подход, выходящий за рамки и дух декларации, недействителен.

Корабль китайской береговой охраны блокирует корабль филиппинской береговой охраны, доставляющий запасы на стоящий на отмели Томаса форпост-корабль филиппинцев. 4 октября 2023 года

Корабль китайской береговой охраны блокирует корабль филиппинской береговой охраны, доставляющий запасы на стоящий на отмели Томаса форпост-корабль филиппинцев. 4 октября 2023 года

Фото: REUTERS/Adrian Portugal

По состоянию на январь 2024 года кодекса по-прежнему нет. На этом фоне Филиппины, с которыми Китай конфликтует больше всего, о чем свидетельствуют периодические стычки их кораблей, могут активизировать свои попытки заключить двусторонние соглашения с другими странами о поведении в ЮКМ. Беспокойство Пекина в этом случае может вызвать как раз усиливающееся сотрудничество Манилы и Ханоя, тем более что у береговой охраны Вьетнама также случались стычки с китайскими службами. В последнее время Фердинанд Маркос – младший неоднократно предлагал создать отдельный кодекс с Вьетнамом, ссылаясь на ограниченный прогресс в заключении более широкого регионального пакта с Китаем. Ситуация особенно обостряется в контексте геополитического противостояния Пекина и Вашингтона.

— Соединенные Штаты сейчас стараются позиционировать Вьетнам как едва ли не основного своего союзника в регионе. А на Филиппинах у власти находится Маркос-младший. Напомню, что его отец был проамериканским политиком. Плюс ко всему на Филиппинах есть американские военные базы. Так что реакция Китая, безусловно, будет. Пекин, возможно, включит экономические рычаги в отношении Вьетнама. И США, и Китай — это ведущие партнеры для Вьетнама, но Китай находится ближе, — подчеркнул Кирилл Котков.

Опасность эскалации противостояния США и Китая подчеркивает научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН Павел Шатерников.

— Филиппины сами по себе спровоцировать никого не могут. Другой вопрос, что в споры в ЮКМ всё сильнее вовлекаются США, и за инициативами Манилы четко проглядывает рука Вашингтона. В этом смысле это еще один шаг к нарастанию китайско-американской напряженности, — обратил внимание Шатерников.

Корабли ВМС Вьетнама на базе на острове Фукуок

Корабли ВМС Вьетнама на базе на острове Фукуок

Фото: Global Look Press/Lui Sui Wai

Эксперты считают, что Вьетнам вряд ли примет предложение Филиппин именно из-за возможной резкой реакции Китая.

— Вьетнам непоколебим в своем многостороннем подходе, в центре которого находится АСЕАН. Хотя Ханой с энтузиазмом поддержал решение Постоянной палаты третейского суда по иску Филиппин (против Китая. — «Известия»), он не предпринял никаких подобных действий. Вьетнам предпочитает дипломатические меры для разрешения споров с Китаем без ущерба для двусторонних отношений, — подчеркнул политолог Занг Динь.

Однако Ханой не единственный потенциальный союзник Манилы в противостоянии с Китаем. Президент Филиппин предлагает создать отдельный кодекс и Малайзии. Всё это говорит о том, что страны действительно объединяют усилия для того, чтобы отстаивать свои территориальные претензии в противостоянии с КНР, подытожил Кирилл Котков.

Читайте также
Прямой эфир