Рашид Калимуллин: «Госзаказ необходим для создания великих работ»

Председателю Союза композиторов РФ Рашиду Калимуллину исполняется 60. Народный артист отмечает свой юбилей в разгар подготовки к внеочередному съезду Союза композиторов РФ, на котором может быть принято решение о крупнейшей реформе структуры организации и вхождении в Российский музыкальный союз (РМС). Обозреватель «Известий» поздравил юбиляра и расспросил его о творческих и организаторских планах.
— Рашид Фагимович, какова сегодня ситуация в Союзе композиторов РФ?
— Ситуация не из лучших. Конечно, кризис у нас наступил давно, но он затянулся. Поэтому, наверное, мои друзья и коллеги избрали меня, чтобы я привел в порядок работу Союза композиторов, вернул то, что было утрачено в прошлые годы. Кое-что мы уже сделали. Например, фестиваль молодых композиторов, который в последний раз проходил ровно 30 лет тому назад.
Я участвовал в этом фестивале в советские времена, для нас, молодых композиторов, тогда это было событием. Помню, как мы, представители разных республик, договорились, что когда-нибудь каждый в своем городе постарается сделать такой фестиваль. Мы уже тогда были уверены, что мы станем не просто авторами, а еще и организаторами.
— Что необходимо сегодня для возрождения Союза композиторов?
— Образно говоря, надо выполоть бурьян с поля и подготовить строительную площадку для возведения музыкальных храмов. Сейчас мы должны навести порядок в финансово-хозяйственной деятельности и идти вперед, сохраняя лучшие традиции и создавая новые проекты. Именно для этого мы сейчас планируем войти в Российский музыкальный союз. Членами этой организации, созданной по принципу европейских музыкальных холдингов, могут быть не только физические лица, но и объединения. Например, туда уже вошел Санкт-Петербургский Союз композиторов.
— Как шел процесс интеграции с РМС?
— Сначала РМС оказал нам моральную поддержку. Одновременно с этим Молодежное отделение Союза композиторов создало в рамках РМС Ассоциацию молодых композиторов и музыковедов. Это тоже был важный шаг по сближению СК РФ и РМС. Затем РМС согласился помочь нам закрыть долг, который образовался из-за ошибок в финансово-хозяйственной деятельности. И, наконец, финальным этапом должно стать вхождение всего СК РФ в РМС. У нас скоро будет внеочередной съезд, и там состоится голосование по этому вопросу.
— Поддерживает ли государство Союз композиторов?
— Союз композиторов раньше был общественно-государственным, теперь это просто общественное объединение. Но всё равно какая-то поддержка сохраняется. Министерство культуры помогает субсидиями, грантами. Однако мы надеемся, что у нас будет не просто формальная поддержка — мол, вот вам кость и до свидания. Хотелось бы, чтобы была государственная политика по развитию культуры в целом.
— Что должно входить в эту программу?
— Например, музыкальное образование. У нас оно всегда было лучшим в мире. Но в 1990-е годы многие традиции были утеряны. Сейчас необходимо это заново выстроить, начиная с детских садов и общеобразовательных школ до колледжей и вузов. Не думаю, что это обязанность только Союза композиторов. Мы должны делать это вместе с Министерством культуры, Министерством образования, с высшими учебными заведениями.
Кроме того, важно поддерживать культуру в регионах и, конечно, развивать международную деятельность в этой сфере. В частности, стоит создать крупный международный фестиваль музыки и тому подобные имиджевые проекты. Музыканты, композиторы должны формировать положительный образ нашей страны и тем самым противостоять существующей сейчас тенденции нашу страну принизить, оскорбить.
Наконец, должно быть большое внимание к воспитанию общества. Здесь композиторы тоже могут внести свою лепту, создавая музыку для детей, патриотические произведения, которые будут воспитывать любовь к Родине, природе, истории своей страны. Это фундамент развития нашего общества, нового общества.
— Какие проекты Союза композиторов необходимо возрождать и поддерживать в первую очередь?
— Прежде всего, это фестиваль «Панорама музыки России». Огромный проект, охватывающий всю страну. Идея в следующем: неважно, где живет человек — в столице или за несколько тысяч километров от нее, он должен получать культурную пищу, иметь доступ к духовным богатствам. Но в этих регионах тоже есть свои культурные достижения, которые также необходимо демонстрировать, то есть регионы должны не только брать, но и отдавать. Получается культурный обмен. Если выстроить работу по этому принципу, можно сделать много больших дел.
Далее, необходимо развивать проект «Композиторы — детям». Я сам лично разработал уроки музыки для школ, посвященные не только развитию эстетического чувства, но и моральному воспитанию. Это то, о чем я говорил: патриотизм, любовь к природе, к родителям. Если не останется никаких ценностей и мы забудем о главных постулатах, то не думаю, что мы далеко уйдем. Поэтому должен быть и фестиваль патриотической песни — у нас есть «Красная гвоздика», но этот смотр нужно поднять на тот уровень, на котором он был во времена Советского Союза.
— Планируете ли вы добиваться возрождения практики госзаказов, когда государство через Союз композиторов заказывало создание симфоний, других произведений и выделяло на это сумму, на которую композитор вполне мог жить?
— Конечно, госзаказы должны быть. Необходим стимул для создания хороших, великих работ. Мы должны это возродить. Обязательно будем этим заниматься.
— Вы довольны теми результатами, с которыми вы подошли к 60-летию? Ваша жизнь сейчас вас устраивает?
— Да, у меня есть и творческая реализация, и карьерная. Хотя, если сказать честно, я собирался больше сочинять, но с конца 2015 года, когда я был избран на пост председателя Союза композиторов России, в моей жизни произошли серьезные изменения. Пришлось поменять график, место жительства (я переехал из Казани в Москву). Теперь я стал еще больше ценить свободное время и возможность писать музыку.
— Считается, что у Москвы особый ритм жизни, отличный от регионов. На ваше творчество повлияло то, что вы теперь живете не в Казани?
— Повлияло, естественно. В Казани мне не хватало драйва в жизни, и я заполнял это динамичной музыкой. Теперь же я, наоборот, пишу больше спокойных произведений, поскольку ритм настолько быстрый, что хочется расслабиться в творчестве. Уже насочинял релакс-музыки на целый компакт-диск (смеется).
— Для себя самого?
— Да, чтобы успокоить душу, наладить биоритмы... Но планирую записать на диск, вдруг кому-нибудь пригодится — в больницах, например, да и просто людям для отдыха.
— Когда мы услышим новые сочинения композитора Рашида Калимуллина?
— Или осенью, или уже в следующем году состоится мой сольный концерт. Но сейчас надо думать не о себе, а о других — необходимо помочь коллегам и организации. Это главная задача.