Когда в школьные годы мне попались на глаза пьесы Ромена Роллана «Дантон» и «Робеспьер», я, прочитав их за одну ночь, остро пожалел, что мне, наверное, не доведется пожить в эпоху революции. Нет, никаких антисоветских настроений я в то время не питал и был вполне «правильным» комсомольцем, но очень уж тогда захотелось стать действующим лицом стремительных общественных перемен, вдохновенным трибуном, играющим в политические игры, где на кону находится сама жизнь.
Но недаром говорил Петр I: «В России и небываемое бывает». Мои юношеские грезы в какой-то мере стали реальностью: в конце 80-х — начале 90-х Россия пережила настоящую буржуазную революцию. Правда, по сравнению с Великой французской в ней явно недоставало романтических героев, но зато хватало интриг, драматизма, и даже уличные бои в центре Москвы в октябре 1993 года случились. Почти как в революционном Париже. А вот то, что нам удалось избежать гильотины, — это уже достижение, свидетельствующее о том, что общественный прогресс — все-таки не выдумка философов.
Любая революция — это бал беззакония. Точнее, разрыв со всеми привычными правовыми нормами и представлениями о морали. Так было во Франции в 1789–94 годах, так было и в ельцинской России, при том что в этом никак нельзя винить одного Бориса Ельцина. К нему я отношусь, скорее, положительно. Он не был жесток и кровожаден, а для революционера — это очень редкое качество.
Однако неизбежно наступает время, когда революция должна завершиться. Во Франции это случилось после 9 термидора — 27 июля 1794 года — даты падения Робеспьера, Сен-Жюста, Кутона и других ультрареволюционеров-террористов. В России — после добровольной отставки Бориса Ельцина.
Французские термидорианцы, свалившие Робеспьера, не только остановили безудержный террор, но и были вынуждены задуматься об установлении законности, возвращении к священным принципам Декларации прав человека и гражданина 1789 года. К сожалению, сделать это им в полной мере не удалось; законность, хотя и недемократическая, была установлена только после прихода к власти Наполеона Бонапарта.
Аналогичным образом сегодня для нас важнейшей задачей является преодоление негативных последствий революционной эпохи (при сохранении позитивных) и торжество права во всех сферах нашей жизни. К сожалению, государство и общество продвигаются к этой цели с огромным трудом. Но независимо от оценок большинство из нас согласится с тем, что становление правосознания среди наших граждан является первостепенной задачей для государства и структур гражданского общества.
Среди следователей популярна фраза: «Незнание закона не освобождает от ответственности». И это правда. А потому законы необходимо знать. Причем знакомство с ними лучше начинать уже со школьной скамьи. Нередко случается, что действия, которые иные молодые люди воспринимают как шалость, лихачество или даже геройство, на деле приводят на скамью подсудимых. Это и катание на сцепке вагонов в метро или на крышах электричек, и устройство непристойных шоу в храмах, и создание сайтов и роликов в интернете экстремистской направленности, и многое другое. А дальше — знакомство с тюремными «университетами преступности», жирный крест на возможности поступить в престижный вуз и сделать карьеру и в итоге — сломанная жизнь.
Еще Николай Добролюбов отмечал: «Большая часть преступлений и безнравственных поступков совершается по невежеству, по недостатку здравых понятий о вещах, по неумению сообразить настоящее положение дел и последствия поступка».
Хотел бы сразу подчеркнуть: я, как адвокат, — сторонник предельно мягкого отношения к подросткам, впервые совершившим правонарушение, особенно если в деле нет реальных потерпевших. Ведь для подростка очень важно выделиться, показать, что он не такой, как другие. И эти особенности подростковой психики следует учитывать. Однако наши правоохранительные органы нередко смотрят на это дело иначе.
Общественный совет при МВД РФ, который я возглавляю, рассматривает в качестве важнейшей задачи профилактику преступности, прежде всего среди подрастающего поколения. Одно из направлений работы — повышение правовой грамотности школьников. И работу по правовому просвещению школьников следует проводить в максимально свободной, игровой форме.
Именно так проходила недавно по всей стране акция среди школьников «Проверь правознание». Участникам предлагались занимательные тесты, воспроизводящие те или иные противоречивые жизненные ситуации, связанные со знанием законов. Интерес школьников к правовым проблемам оказался совершенно неподдельным. Теперь организаторам акции предстоит оценить уровень их правовой грамотности и сделать какие-то выводы. Думаю, что подобный тест заинтересует и многих взрослых, желающих проверить свою правовую грамотность.
Конечно, сама по себе эта работа не приведет к торжеству права. Принципиальное значение имеют те примеры соблюдения (или несоблюдения) законов, которые подают лица, облеченные властью на различных уровнях, качество работы судов и отношение самого общества к проявлениям беззакония. Здесь работы, что называется, непочатый край. И все же хочется надеяться, что эта акция станет определенным шагом в направлении становления в нашей стране правового государства.
Не сомневаюсь, что найдутся скептики, которые обвинят нас в приверженности пресловутой теории «малых дел», при том что страна, по их мнению, нуждается в революционных преобразованиях. Однако, на мой взгляд, именно такие «малые дела» закладывают фундамент для грядущих качественных и, что особенно важно, мирных общественных перемен.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции