Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Таксист — профессия элитарная

Адвокат Анатолий Кучерена — о рынке извоза и его многочисленных проблемах
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сравнительно недавно в подмосковном Домодедово произошел конфликт со стрельбой между официальными таксистами и нелегальными перевозчиками. Итог: один человек убит и трое доставлены в больницу с тяжелыми ранениями. Этот эпизод до боли напомнил «лихие девяностые» с их непрерывными войнами между таксистами, работавшими в соответствии с законом, и их криминальными конкурентами. В моей практике был случай, когда руководитель кооператива таксистов, бывший одновременно профессором музыкальной академии, по навету конкурентов оказался в тюрьме, где потерял здоровье и, надо думать, веру в справедливость. А на днях в Москве задержали банду таксистов, которые избивали и грабили пассажиров.

Приходится только удивляться, что государство совместно с представителями бизнеса до сих пор так и не смогло навести в этой сфере элементарный порядок. Нельзя сказать, что здесь совсем ничего не делается. В Москве, например, работают 65 тыс. легальных такси, и в результате конкуренции между различными фирмами цены на их услуги снижаются, а качество — улучшается. Правда, водители жалуются на низкую зарплату. Однако одновременно на улицах столицы работают около 5 тыс. нелегальных таксистов, то есть водителей, не имеющих лицензии и законного права заниматься перевозкой пассажиров.

Среди этих водителей значительную часть составляют мигранты, в том числе и нелегальные. Они не знают ни города, ни ПДД, их автомобили, как правило, технически неисправны, и таким образом, они подвергают своих клиентов смертельному риску. Несколько лет назад мой знакомый воспользовался услугами такого «бомбилы». Водитель долго колесил по неизвестным дорогам и в конце концов остановился напротив Введенского кладбища. Затем он вытер пот со лба и мрачно изрек: «Всё, не знаю, куда дальше ехать».

В любом случае за рулем такси должен находиться только профессионал. Ибо эта профессия — сложная и ответственная. На заре автомобилестроения шоферы, как их тогда называли, вообще считались представителями элитарной и романтической профессии, примерно как сейчас пилоты. Известно, что после Гражданской войны многие белые офицеры, оказавшиеся в эмиграции в Париже, стали водителями такси. Один из них — бывший видный деятель деникинского ОСВАГа полковник Борис Энгельгардт вспоминал, что получить право работать таксистом было совсем непросто. Требовалось прекрасное знание города и, разумеется, правил дорожного движения, не говоря уже о свободном владении французским языком. Когда в июне 1940 года немецкие войска вошли в Париж, французы мрачно шутили: «Лучше бы русских офицеров направили на фронт, а наших посадили за баранку такси».

По результатам проведенной МВД в апреле 2016 года спецоперации «Такси» выяснилось, что из 173 тыс. проверенных водителей более 40% — это иностранцы, среди них 902 человека привлекались к уголовной ответственности, а один находился в международном розыске как вербовщик в запрещенную в России террористическую организацию ИГИЛ. Среди привлеченных ранее к уголовной ответственности таксистов были осужденные за убийства, изнасилования и даже захват заложников.

Сегодня некоторые компании позиционируют себя как фирмы-агрегаторы, которые просто связывают клиента и водителя. Ответственность за профпригодность водителя они не несут. Скажем, в Пермском крае водителем такси работал маньяк-педофил, осужденный по соответствующей статье.

Думается, настало время законодательно обязать фирмы проверять водителей и нести за них ответственность. Эта проверка должна включать, в числе прочего, психологическое тестирование. Среди таксистов, к сожалению, встречаются люди раздражительные, вспыльчивые, болтливые или, напротив, замкнутые и угрюмые. Поездка с таким водителем способна испортить настроение на весь день. Некоторые из них, не спрашивая согласия пассажиров, включают записи «блатных» песен или иную низкопробную музыку. Между тем в том же Лондоне, например, водитель такси отделен от пассажиров пластиковой перегородкой,  и общение между ними ограничивается тем, что пассажир сообщает водителю, куда ему надо ехать.

В целом следует ужесточить стандарты, предъявляемые к водителям такси, и сделать их едиными для всех фирм, поскольку «самодеятельность» здесь совершенно неуместна. Пока же общеобязательные стандарты достаточно либеральны, а каждая фирма устанавливает свои собственные критерии.

Эти меры приведут к повышению престижа профессии водителя такси, отсеву из нее случайных людей и росту зарплат легальных таксистов. Но главным их результатом станет обеспечение безопасности и комфорта пассажиров. Кроме того, знакомство приезжающих к нам иностранцев с Россией нередко начинается именно с водителя такси. Очень хочется, чтобы впечатление от этого знакомства было положительным. Для этого, в числе прочего, водители должны понимать английский язык и уметь элементарно изъясняться на нем. Так обстоит дело во всем мире. В Дубае, например, я встретил таксиста, который говорил на четырех языках, включая русский.

Думается, нам по силам сделать так, чтобы профессия таксиста стала престижной и высокооплачиваемой. То есть в полном смысле слова элитарной, какой она когда-то и была. И никаким частным «извозчикам» и «бомбилам» в ней не место.

Автор — адвокат, профессор, доктор юридических наук, член Общественной палаты

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции​​​​​​​​​​​​​​


Читайте также
Прямой эфир