Сравнительно недавно в подмосковном Домодедово произошел конфликт со стрельбой между официальными таксистами и нелегальными перевозчиками. Итог: один человек убит и трое доставлены в больницу с тяжелыми ранениями. Этот эпизод до боли напомнил «лихие девяностые» с их непрерывными войнами между таксистами, работавшими в соответствии с законом, и их криминальными конкурентами. В моей практике был случай, когда руководитель кооператива таксистов, бывший одновременно профессором музыкальной академии, по навету конкурентов оказался в тюрьме, где потерял здоровье и, надо думать, веру в справедливость. А на днях в Москве задержали банду таксистов, которые избивали и грабили пассажиров.
Приходится только удивляться, что государство совместно с представителями бизнеса до сих пор так и не смогло навести в этой сфере элементарный порядок. Нельзя сказать, что здесь совсем ничего не делается. В Москве, например, работают 65 тыс. легальных такси, и в результате конкуренции между различными фирмами цены на их услуги снижаются, а качество — улучшается. Правда, водители жалуются на низкую зарплату. Однако одновременно на улицах столицы работают около 5 тыс. нелегальных таксистов, то есть водителей, не имеющих лицензии и законного права заниматься перевозкой пассажиров.
Среди этих водителей значительную часть составляют мигранты, в том числе и нелегальные. Они не знают ни города, ни ПДД, их автомобили, как правило, технически неисправны, и таким образом, они подвергают своих клиентов смертельному риску. Несколько лет назад мой знакомый воспользовался услугами такого «бомбилы». Водитель долго колесил по неизвестным дорогам и в конце концов остановился напротив Введенского кладбища. Затем он вытер пот со лба и мрачно изрек: «Всё, не знаю, куда дальше ехать».
В любом случае за рулем такси должен находиться только профессионал. Ибо эта профессия — сложная и ответственная. На заре автомобилестроения шоферы, как их тогда называли, вообще считались представителями элитарной и романтической профессии, примерно как сейчас пилоты. Известно, что после Гражданской войны многие белые офицеры, оказавшиеся в эмиграции в Париже, стали водителями такси. Один из них — бывший видный деятель деникинского ОСВАГа полковник Борис Энгельгардт вспоминал, что получить право работать таксистом было совсем непросто. Требовалось прекрасное знание города и, разумеется, правил дорожного движения, не говоря уже о свободном владении французским языком. Когда в июне 1940 года немецкие войска вошли в Париж, французы мрачно шутили: «Лучше бы русских офицеров направили на фронт, а наших посадили за баранку такси».
По результатам проведенной МВД в апреле 2016 года спецоперации «Такси» выяснилось, что из 173 тыс. проверенных водителей более 40% — это иностранцы, среди них 902 человека привлекались к уголовной ответственности, а один находился в международном розыске как вербовщик в запрещенную в России террористическую организацию ИГИЛ. Среди привлеченных ранее к уголовной ответственности таксистов были осужденные за убийства, изнасилования и даже захват заложников.
Сегодня некоторые компании позиционируют себя как фирмы-агрегаторы, которые просто связывают клиента и водителя. Ответственность за профпригодность водителя они не несут. Скажем, в Пермском крае водителем такси работал маньяк-педофил, осужденный по соответствующей статье.
Думается, настало время законодательно обязать фирмы проверять водителей и нести за них ответственность. Эта проверка должна включать, в числе прочего, психологическое тестирование. Среди таксистов, к сожалению, встречаются люди раздражительные, вспыльчивые, болтливые или, напротив, замкнутые и угрюмые. Поездка с таким водителем способна испортить настроение на весь день. Некоторые из них, не спрашивая согласия пассажиров, включают записи «блатных» песен или иную низкопробную музыку. Между тем в том же Лондоне, например, водитель такси отделен от пассажиров пластиковой перегородкой, и общение между ними ограничивается тем, что пассажир сообщает водителю, куда ему надо ехать.
В целом следует ужесточить стандарты, предъявляемые к водителям такси, и сделать их едиными для всех фирм, поскольку «самодеятельность» здесь совершенно неуместна. Пока же общеобязательные стандарты достаточно либеральны, а каждая фирма устанавливает свои собственные критерии.
Эти меры приведут к повышению престижа профессии водителя такси, отсеву из нее случайных людей и росту зарплат легальных таксистов. Но главным их результатом станет обеспечение безопасности и комфорта пассажиров. Кроме того, знакомство приезжающих к нам иностранцев с Россией нередко начинается именно с водителя такси. Очень хочется, чтобы впечатление от этого знакомства было положительным. Для этого, в числе прочего, водители должны понимать английский язык и уметь элементарно изъясняться на нем. Так обстоит дело во всем мире. В Дубае, например, я встретил таксиста, который говорил на четырех языках, включая русский.
Думается, нам по силам сделать так, чтобы профессия таксиста стала престижной и высокооплачиваемой. То есть в полном смысле слова элитарной, какой она когда-то и была. И никаким частным «извозчикам» и «бомбилам» в ней не место.
Автор — адвокат, профессор, доктор юридических наук, член Общественной палаты
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции