В последнее время нередко приходится слышать мнение о том, что русская классическая литература безнадежно устарела, и для современного человека совершенно бесполезна. Категорически с этим не согласен, но не стану спорить. Замечу лишь, что в этой литературе есть произведение, которое помогает осмыслить наши сегодняшние противоречия.
Это роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Его действие, как мы помним, разворачивается в переломную эпоху «великих реформ» императора Александра II.
Именно в такие времена наиболее ярко и рельефно проявляется конфликт поколений, когда между отцами и детьми непримиримые противоречия обнаруживаются буквально во всем — от веры в Бога и оправданности существующего общественного порядка до отношения к любви, искусству и манеры одеваться.
Нечто подобное, только в больших масштабах, мы наблюдаем и сегодня. Конечно, и в советские времена молодые люди относились к своим «предкам» без особого почтения, а нередко с иронией и откровенной издевкой. Но все же, если воспользоваться известным определением Андрея Синявского, разногласия между отцами и детьми по большей части носили стилистический характер, при том что базовые ценности были сходными.
Помню свое детство: ни у меня, ни у моих родителей, простых людей из сельской глубинки, не было сомнений в том, что наша Родина — СССР — самое прогрессивное и справедливое в мире государство, что молодой человек должен «учиться, учиться и учиться», что служба в армии — это почетная обязанность, что книги и спорт — это хорошо, а водка в чрезмерном количестве — плохо и многое другое.
Сегодня родителей и их детей разделяет пропасть. Для подрастающего поколения их «родичи» — люди, застывшие в далеком, совершенно непонятном, абсурдном и очень скучном прошлом.
Виной тому разворачивающаяся на наших глазах четвертая технологическая революция, главным образом — информационная. Именно она открыла перед молодым поколением безграничные новые возможности и одновременно «обнулила» знания и умения, которые в наше время считались важными. Вспомним опять же классическую русскую литературу. Каким исключительным талантом обладал князь Мышкин? Правильно — превосходным почерком! Кому такой талант мог бы потребоваться в наше время? И к чему тогда мы в юные годы протирали в школе штаны на уроках чистописания?
Аналогичную участь постиг и предмет, называвшийся в школе черчением, а в институтах — инженерной графикой. Компьютерные программы позволяют проектировать трехмерные конструкции значительно лучше и быстрее, чем традиционные кульман, тушь и ватманская бумага. Нет больше никакой необходимости зазубривать исторические даты. В любое время и в любом месте мы можем открыть «Википедию» и узнать, когда был убит Юлий Цезарь или казнен Карл I. А уж что такое логарифмическая линейка ни школьники, ни студенты просто не представляют: компьютер позволяет производить любые вычисления на несколько порядков быстрее и точнее.
В результате, взрослые утрачивают свой авторитет в глазах детей. То, что они знают и умеют, в глазах юного поколения оказывается совершенно излишним и никому не нужным. А дети значительно превосходят взрослых в умении пользоваться достижениями информационной революции.
Среди прочего, эта революция рождает новое восприятие информации. Та же классическая литература представляется молодым людям примерно тем же, чем нам фильм предельно замедленного действия. Исследования показывают, что у молодых людей внимание концентрируется на одном объекте не более 8 секунд. Причем для них предпочтительна визуальная информация – фотографии, картинки, смайлики, таблицы и т.п. Удачный «демотиватор» может сказать им о человеке или явлении больше, чем многочасовые занудные рассуждения взрослых.
Социальные сети формируют у молодых людей новую реальность, значительно более увлекательную и захватывающую, чем то, что мы называем «повседневной жизнью». Она находится в постоянном бурлении: каждый день там появляются новые тренды, новые кумиры, новые друзья и собеседники. Какой смысл терять время над книгой, когда за это время в сетях произойдет так много интересного? Эдак недолго и вовсе выпасть из информационного потока и стать никому не нужным одиночкой. Между прочим, одиночество — это то, чего больше всего боится молодое поколение.
Возникающая новая молодежная культура в принципе антиконсервативна, а потому апелляция к «традиционным ценностям» воспринимается молодыми людьми в лучшем случае с глубоким недоумением. Ведь «традиция», которой их потчуют взрослые, относится к тому времени, когда настоящей жизни и вовсе не было. Для них это время примерно то же самое, что для нас эпоха, когда человекоподобные существа обитали в пещерах. И что же там хорошего?
Во все времена молодежь отвергала то, что старшее поколение называло «успехом в жизни». Участники грандиозного студенческого бунта в Париже в мае 1968 года были, как правило, детьми успешных и состоятельных родителей. Однако ни богатство, ни карьера не являлись для них важнейшими ориентирами. Но проходило время, утихали страсти, и те же молодые люди вступали на протоптанный путь: многие бунтари из того поколения впоследствии стали видными политиками и бюрократами. Среди современной молодежи отвержение традиционных представлений об «успехе» еще более заметно. Человек, проводящий время на скучнейших заседаниях и совещаниях, а затем отправляющийся в свой роскошный многоэтажный особняк к нелюбимой жене, отнюдь не кажется молодым людям примером для подражания. Успех определяется сиюминутным ощущением счастья и нахождением «своего пути» в жизни. В виртуальном мире успех также виртуален, то есть не привязан к объектам реального мира.
Что же делать нам, взрослым? Честно говоря, не знаю. Но одно соображение все-таки возникает. В дни наступления армии Деникина на Москву председатель Реввоенсовета Лев Троцкий выдвинул лозунг: «Пролетарий, на коня!» Аналогичным образом нам следует руководствоваться лозунгом: «Родители — за компьютер!» Конечно, нам уже не превзойти наших детей в премудростях информатики, но по крайней мере мы должны понимать их язык и уметь объясняться на нем. Иначе пропасть между поколениями станет непреодолимой. А это может обернуться своего рода «войной миров» — между старым традиционным миром взрослых и новым виртуальным миром подрастающего поколения. Последствия такой «войны» невозможно предсказать.
Член Общественной палаты, профессор, доктор юридических наук