Топ-менеджерам заплатят за выдающиеся дела
Вознаграждения топ-менеджерам госкомпаний не будут зависеть от прибыли — такое решение было принято в правительстве, сообщил «Известиям» осведомленный источник. Зато управленцы смогут получить денежное поощрение за «особо выдающиеся» результаты и решение долгосрочных задач. Об этом сообщил «Известиям» министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Итоговые предложения с учетом позиций госкомпаний Минэкономразвития должно доработать в течение месяца.
Окончательная точка в дискуссии об установлении KPI (ключевые показатели эффективности) и схемы выплаты вознаграждений для топ-менеджеров госкомпаний всё еще не поставлена, рассказал Михаил Абызов. Госкомпании представили свои предложения, и с их учетом Минэкономразвития в течение месяца должно представить окончательный вариант.
— Большой блок связан с возможностью принятия госкомпаниями принципов и правил долгосрочной мотивации, которая зависит не от годовых параметров и результатов, а от 3–5-летних параметров выполнения соответствующих стратегий. Отдельная часть, которую необходимо отразить, — возможность поощрения топ-менеджмента за особо выдающиеся задачи. Такие тоже есть, и это надо учитывать, — подчеркнул Михаил Абызов.
По словам министра, госкомпании не будут оцениваться только по прибыли, как это предлагалось ранее некоторыми участниками обсуждений, поскольку этот подход невозможно применять в равной степени к промышленным и финансовым компаниям. Михаил Абызов подчеркнул, что новые правила не будут автоматически применяться сразу ко всем. Новые правила мотивации будут распространяться лишь на вновь заключаемые контракты с руководством. Исключение могут составлять компании, топ-менеджмент и советы директоров которых совместно захотят внедрить новую систему в действующие контракты.
— Наша задача — постараться построить систему мотивации менеджеров в госкомпаниях максимально рыночно и прозрачно, чтобы она соответствовала лучшим практикам ОЭСР и лучшим российским практикам, потому что многие госкомпании реализуют свои проекты на международном уровне, конкурируют с международными компаниями в аналогичных секторах. Они должны иметь возможность привлекать лучшие управленческие кадры. Это означает, что наша система должна быть современной и не уступать передовым практикам, — заявил в беседе с «Известиями» Михаил Абызов.
В пресс-службе «Транснефти» «Известиям» сообщили, что направляли в Минэкономразвития свои предложения по формированию системы вознаграждения и ответственности менеджмента еще в конце прошлого года. По мнению «Транснефти», система вознаграждения топ-менеджмента должна состоять из постоянной части, выплачиваемой за выполнение трудовых обязанностей, и переменной стимулирующей.
В «РусГидро» сообщили, что при построении системы вознаграждения топ-менеджмента придерживаются принципов прозрачности, сбалансированности, когда соблюдается баланс интересов акционеров и руководителей, а также объективности. Последний пункт подразумевает, что размер вознаграждения напрямую зависит от результатов деятельности компании и реализации значимых проектов.
Декан Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Сергей Каледжян считает, что выплата вознаграждений менеджменту компаний не должна быть построена на основе выполнения стратегий сроком 3–5 лет, поскольку это слишком короткий промежуток времени.
— Если завязывать показатели эффективности на краткосрочных итогах работы, топ-менеджмент будет заботиться только о том, что они делают здесь и сейчас. Более отдаленная перспектива их беспокоить не будет. Вообще общепринятые KPI — прибыль, объемы продаж, доли рынка, интернационализация, экспорт, привлечение инвестиций, новых технологий, инновации, производительность труда. Также считаю, что нужно проводить сравнительный анализ наших компаний с подобными за рубежом, — предложил Сергей Каледжян.
Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев настаивает на том, что KPI топ-менеджерам нужно устанавливать в зависимости от прибыли компании.
— Главное для компаний — это получение прибыли. Чем больше доход компаний, тем больше государство получает дивидендов. Привязывать KPI к прибыли было бы стратегически правильным, — уверен Игорь Николаев.
Дискуссия ведомств и госкомпаний по поводу ключевых показателей эффективности и вознаграждений топ-менеджменту длится уже два года. Надстройку выработанной системы будут уже осуществлять советы директоров компаний.
В пресс-службе Минэкономразвития на запрос «Известий» ответили, что вопрос о вознаграждениях топ-менеджерам госкомпаний прорабатывается.