Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США призвали Украину к переговорам с РФ во избежание скорого поражения
Политика
Владимир Путин встретился с премьером Армении Пашиняном в Москве
Мир
В МИД РФ пообещали жесткий ответ на антироссийские шаги Великобритании
Общество
В Москве «Волонтеры Победы» раздали прохожим георгиевские ленты
Мир
МИД Узбекистана предупредил о новых условиях въезда в Казахстан из-за России
Общество
Росморречфлот сообщил о штатной работе порта Петропавловска-Камчатского после пожара
Мир
CNN узнал о недовольстве Израиля из-за прекращения поставок боеприпасов США
Мир
Президент Узбекистана отметил увеличение товарооборота республики с ЕАЭС
Мир
В ЦПВС сообщили о 10 нарушениях со стороны коалиции США в небе над Сирией
Мир
В Госдепе США заявили о работе над новыми пакетами военной помощи Украине
Мир
Британия ввела новые ограничения при получении дипломатических виз россиянами
Спорт
Президентом Европейской федерации самбо переизбран Сергей Елисеев
Мир
Жапаров заявил о выполнении Киргизией обязательств ЕАЭС по оснащению КПП
Происшествия
Тракторист снес восемь бетонных столбов ограждения аэропорта Липецка
Мир
Президент Чехии раскрыл подробности об инициативе по доставке Киеву боеприпасов
Общество
Режим ЧС в сельском хозйстве ввели в Тамбовской и Липецкой областях
Мир
МИД РФ рекомендовал россиянам учитывать риски при планировании поездок в Мексику

В Москве открылась выставка шедевров музея города Нукуса

Пушкинский музей стал территорией художественного диалога Узбекистана и России
0
В Москве открылась выставка шедевров музея города Нукуса
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Россию приехала крупнейшая узбекская коллекция искусства и археологических ценностей. Правда, только на один месяц и лишь в виде избранных экспонатов (общим числом около 250), однако значимости события это не умаляет. Благодаря выставке «Сокровища Нукуса» российские зрители могут не только познакомиться с шедеврами среднеазиатской живописи, но и лучше узнать наш отечественный авангард первой половины XX века.

Материалы по теме
2

Основатель музея в городе Нукусе на юго-западе Узбекистана — московский художник, реставратор и коллекционер Игорь Савицкий. Попав в Самарканд в период Великой Отечественной войны, он погрузился в национальную культуру, а заодно и подружился с крупными московскими художниками, также жившими в эвакуации, — Робертом Фальком и Константином Истоминым. В 1950 году Игорь Савицкий переезжает в Каракалпакию и начинает собирать узбекское искусство. Причем его интересовало как прикладное народное творчество, так и профессиональная живопись местных мастеров.

Позже при содействии республиканских властей Игорь Савицкий расширяет коллекцию за счет российского авангарда, который в Москве оказался не ко двору. Знакомства времен войны помогли установить прямой контакт с художниками РСФСР. Можно только догадываться, как ему удалось убедить провинциальную администрацию в ценности абстракций Любови Поповой, импрессионистских эскизов Михаила Соколова, конструктивистских композиций Антонины Софроновой... Постепенно в Нукусе сформировалось собрание, поражающее не только ценностью и многочисленностью экспонатов (более 100 тыс.), но и концепцией.

Между авангардом и народными традициями нет водораздела — такова сквозная идея коллекции в Нукусе, а вслед за ней — и московской выставки. Национально окрашенный неопримитивизм с отсутствием перспективы и условным изображением человеческих фигур родственен столичным экспериментам 1920-х годов.

Поэтому нет ничего удивительного, что, например, холсты Роберта Фалька в соседстве с цветастыми полотнами Урала Тансыкбаева выглядят абсолютно органично.

Другое дело, что, помимо того же Фалька и Поповой, имен, известных широкой публике, здесь не представлено. Поэтому на выставку стоит идти прежде всего за узбекским искусством, а во вторую очередь — чтобы увидеть, как среднеазиатские мотивы отражались в творчестве выпускников московского ВХУТЕМАСа, волею судеб оказывавшихся в пустынном крае.

Экспозиция ГМИИ имени Пушкина знакомит посетителей со всеми основными направлениями нукусского собрания. На первом этаже здания личных коллекций разместились археологические находки (кувшины, погребальные урны, фрагменты мозаики), второй и третий этажи отданы под живопись первой половины XX века, преимущественно московскую. Наконец, один из залов основного здания посвящен ключевым произведениям узбекского искусства, в их числе и работа, ставшая эмблемой музея и никогда не покидавшая его стен, — «Бык» Василия Лысенко.

Эта работа действительно впечатляет, более того — гипнотизирует. В двух черных, абсолютно правильных кругах-глазах быка соединились геометрия супрематизма и витальность национального творчества. И таких шедевров в экспозиции немало. Но главное — выставка позволяет еще раз убедиться: границ территориальных, национальных и стилистических для настоящего искусства не существует.


Прямой эфир