Дональд Трамп отправил «Томагавки» на радость террористам

В ночь с четверга на пятницу США нанесли массированный ракетный удар по базе сирийских ВВС Шайрат в Хомсе в ответ на якобы применение правительством Башара Асада химического оружия. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин считает «американские удары по Сирии агрессией против суверенного государства в нарушением норм международного права, причем под надуманным предлогом». Кроме того, действия Вашингтона наносят «существенный урон российско-американским отношениям». В МИД РФ заявили, что «российская сторона приостанавливает действие меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии, заключенного с США». Госдума также намерена обратиться за реакцией к парламентам Европы в связи с агрессивными действиями США.
Удар по сирийской базе ВВС плохо соотносится с предыдущими заявлениями Дональда Трампа о том, что приоритет для США — это борьба с терроризмом, а с Башаром Асадом можно смириться, поскольку он также противостоит радикалам. Однако 7 апреля в 4 часа 40 минут утра по сирийскому времени 59 ракет Tomahawk нанесли удар не только по военным объектам в Сирии, но и по заявлениям новой администрации Белого дома о сотрудничестве и совместной борьбе с исламистами. По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, удар по базе Шайрат обеспечил «передышку и укрепление» ИГ («Исламское государство», запрещенная в России террористическая группировка), которое «сейчас рукоплещет США».
США отказались играть по правилам, и Россия была вынуждена приостановить действие меморандума о предотвращении инцидентов в Сирии. Американская провокация фактически ударила по одному из последних действующих каналов российско-американской кооперации военных ведомств.
— Уже есть информация, что террористы, находящиеся вблизи сирийской базы, перешли в атаку. Возникает вопрос: на чьем поле играют США? На поле террористов? Это явная поддержка террористов, поскольку снижение потенциала авиации на руку экстремистам. Решение о приостановке меморандума — очень тяжелое для России. Но мы вынуждены заявить об этом, потому что если в товарищах нет согласия, то на лад дело не пойдет. Мы не будем согласовывать действия с противоположной стороной, по крайней мере с военным руководством США, — заявил «Известиям» первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Андрей Красов.
Формальным поводом для удара стало то, что администрация США расценила произошедшее 4 апреля в городе Хан-Шейхун как «акт применения химического оружия». Ситуация требует детального расследования, но Вашингтон не стал разбираться в случившемся, а Дональд Трамп заявил, что «Асад выдавил жизнь из беззащитных мужчин, женщин и детей». Конечно, американский лидер прав, что «ни одно дитя Божье никогда не должно подвергаться таким ужасным страданиям», однако кто наделил его полномочиями вершить «правосудие» без суда и следствия — совершенно непонятно.
— Нет сомнения, что авиаудар США — это агрессия, поскольку речь идет о ситуации сугубо внутренней. Что бы там ни произошло и кто бы ни был виноват, это тема, не касающаяся США. Там не были затронуты интересы национальной безопасности США, не погибли американские граждане или граждане другого государства. Поэтому это бесцеремонное вмешательство извне. А поскольку применена военная сила одного государства против вооруженных сил другого государства, то с точки зрения устава ООН — это акт агрессии, — подчеркнул в разговоре с «Известиями» председатель комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев.
По его словам, отсылка Вашингтона к якобы нарушенному Асадом решению Совбеза ООН о неприменении химоружия в Сирии не имеет под собой оснований, поскольку только Совет Безопасности ООН уполномочен определять степень выполнения собственных решений.
— Никакое государство не имеет права действовать от имени СБ ООН. Это одностороннее присвоение соответствующих полномочий, что и сделали США. Ситуация очень непонятная. Нет никаких доказательств, что химоружие применил Башар Асад и его вооруженные силы. Если у американцев есть какие-то доказательства, они их обязаны предъявить всему миру, но никак не применять силу до тех пор, пока на этот счет не сделаны исчерпывающие выводы независимыми экспертами, — заявил Константин Косачев.
Кроме того, сенатор уверен, что удар по Сирии — это попытка отвлечь внимание от проводимой коалицией во главе с США операции в иракском Мосуле, которая сопровождается массовыми жертвами среди гражданского населения, а прогресса в освобождении города всё нет.
— Эта ситуация значительно более серьезна, чем то, что нам пытались инкриминировать в случае с Алеппо, — считает политик.
Косачев напомнил, что 17 сентября 2016 года при Бараке Обаме была достигнута российско-американская договоренность по сотрудничеству в борьбе с терроризмом, однако через два дня, 19 сентября, произошло «до сих пор не проясненное нападение на гуманитарный конвой», в котором тут же обвинили Россию, а «все договоренности пошли насмарку». Сейчас ситуация развивается очень похожим образом.
— Администрация Трампа делает многообещающее заявление, что Асад более не является приоритетом номер один, а главное для США — противодействие терроризму. Проходит двое суток, и эта позиция меняется на прямо противоположную с голословными обвинениями того же Башара Асада и с военным ударом. Пентагон, ЦРУ и так далее забросали президента — на тот момент Обаму, а сегодня Трампа, «доказательствами» того, что ни с Асадом, ни с русскими нельзя ни в коем случае взаимодействовать. Асада нужно смещать, а русских — обвинять. У меня нет ни малейших сомнений, что это не совпадение, — заключил Константин Косачев.
По мнению эксперта по Ближнему Востоку Вячеслава Матузова, действия США однозначно усугубят российско-американские отношения. В беседе с «Известиями» политолог отметил, что теперь «может стать под вопрос визит Рекса Тиллерсона в Москву».
Между тем замглавы комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа подчеркнул, что США не хотят видеть очевидный факт — «сирийские власти не использовали химоружие», а авиаудары «осложняют совместные усилия по борьбе с международным терроризмом».
— Этот акт можно рассматривать и так, что США пытаются отвлечь внимание от внутренних проблем. Последние опросы показывают снижение рейтинга Дональда Трампа на 6%. А Дональд Трамп — человек импульсивный, эмоциональный. Также США могут стараться отвлечь внимание от своих неудач в Ираке. В Мосуле обещали закончить военные операции еще в прошлом году. Там большое количество жертв среди мирного населения, происходит огромная гуманитарная катастрофа, но это всё умалчивается в СМИ, не обсуждается мировой общественностью, — сказал «Известиям» Алексей Чепа.
Так или иначе, с 6 на 7 апреля по приказу президента США Дональда Трампа был нанесен удар по наметившимся было позитивным сдвигам в вопросе совместной борьбы с международным терроризмом. Еще недавно казалось, что американский лидер решил следовать прагматичным курсом и осознал, что «выбить дух» из ИГИЛ общими усилиями России и США — наиболее верный способ справиться с мировой угрозой. Однако заявления растаяли в воздухе после решения запустить по суверенному государству 59 «Томагавков». Кроме того, это позволило террористам в Сирии взять передышку и собраться с новыми силами. И в такой ситуации у Москвы не оставалось других вариантов, кроме как приостановить действие меморандума с США, которые сейчас фактически оказали услугу исламистам в Сирии.