Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Минэкономразвития отстраняют от инвестиций

Полномочия по планированию и финансированию федеральных целевых программ собираются передать Минфину
0
Минэкономразвития отстраняют от инвестиций
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минфин может получить контроль за планированием государственных инвестиций. Расширение полномочий ведомства Антона Силуанова, вероятно, произойдет после инвентаризации федеральных целевых программ, которая должна завершиться в апреле. Об этом сообщил «Известиям» федеральный чиновник, факт обсуждения подтвердил сотрудник Минэкономразвития (МЭР). В случае передачи полномочий Министерство финансов будет полностью отвечать за инвестиционное планирование. 

До конца апреля Минфин и Минэкономразвития проведут глобальную проверку всех федеральных целевых программ (ФЦП), по итогам которой часть из них могут быть закрыты. Следствием этой работы также может быть сокращение объема администрируемых МЭР работ и переход всех полномочий по планированию инвестиций в Минфин, рассказал «Известиям» осведомленный федеральный чиновник.

— Инвентаризация ФЦП приведет к сокращению их количества. Там действительно целый ряд из них надо просто закрыть. А это значит, что конфигурация инвестиций и общий объем администрируемых работ изменятся. Минфин неоднократно высказывал намерение забрать себе все полномочия по инвестициям, аргументируя тем, что бюджет должен быть в одних руках, — сообщил чиновник, добавив, что дискуссия об этом идет «уже много лет».

Сотрудник Минэкономразвития подтвердил слова федерального чиновника в части существования подобной дискуссии, но добавил, что документального оформления пока не было.

— Такие разговоры ходят среди сотрудников департамента федеральных целевых программ и капитальных вложений, но документов пока никаких нет. Если полномочия по инвестициям всё же решат передать в Минфин, то соответствующие документы появятся только после ревизии всех ФЦП, не раньше, — отметил сотрудник МЭР.

В положении о департаменте федеральных целевых программ и капитальных вложений МЭР говорится, что данное структурное подразделение отвечает за формирование ФЦП, распределение бюджетных средств на их реализацию, разработку федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Также департамент отвечает за выработку госполитики в сфере инвестиций, согласовывает проекты документов о бюджетных инвестициях в объекты капитального строительства госсобственности и ведет реестр инвестпроектов.

По словам федерального чиновника, Минфин настаивает на том, что «у бюджета должен быть один хозяин, и идея формировать бюджет по программному принципу не предполагает наличие двух ответственных за это органов».

— Судя по всему, вслед за контрактной системой в Минфин утекут и инвестиции, — отметил федеральный чиновник.

Другой источник, близкий к Минэкономразвития, не исключил, что в ведомстве может быть разделен пополам департамент бюджетного планирования и государственных программ и его «бюджетная» часть также перейдет в Минфин.

— Есть вероятность, что департамент бюджетного планирования и госпрограмм напополам поделят и половину, которая отвечает за бюджетное планирование, Минфину отдадут. Зачем Минэкономразвития бюджетное планирование, когда бюджетом занимается Минфин? А что касается госпрограмм, то в Минэкономразвития занимаются методологией их построения. Эти функции, скорее всего, у МЭР останутся, — рассуждает источник, близкий к ведомству Максима Орешкина.

Доцент кафедры экономики и финансов Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Алисен Алисенов отмечает, что дискуссия о неэффективности реализации ФЦП и расходов на них ведется всё последнее десятилетие.

— Мы сначала очень много планируем, а потом понимаем, что денег на это нет, а те, что уже выделили, были расходованы неэффективно. Поэтому было бы логично передать разработку ФЦП в Минфин, чтобы они планировали ровно столько мероприятий, на сколько хватит денег. Но у Минэкономразвития обязательно должны быть полномочия по согласованию ФЦП, ведомство должно смотреть, насколько запланированные мероприятия в ФЦП отвечают его макропрогнозу, — считает Алисен Алисенов.

Профессор Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ Максим Никитин, наоборот, убежден, что за планирование и расходы должны отвечать два разных ведомства.

— В идеальном мире за инвестиции должны отвечать разные ведомства. Одно их планирует, а другое их выделяет. Но когда министр вдруг оказывается под домашним арестом, понятно, что аппаратный вес его ведомства сокращается. На мой взгляд, Минфин все-таки должен отвечать за расходование денег, — пояснил Максим Никитин.

В пресс-службе Минфина заявили, что с описанными предложениями не знакомы. В пресс-службе Минэкономразвития на запрос «Известий» ответили, что информацией о грядущих изменениях не располагают.

Читайте также
Прямой эфир