Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Сюжет:

Астрахань и Махачкала осваивают круизный туризм

В рамках стратегии развития портов в Каспийском бассейне предусмотрено упрощение визового режима с Ираном
0
Астрахань и Махачкала осваивают круизный туризм
Фото: ТАСС/Максим Коротченко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Прикаспийский регион планирует стать одним из центров круизного туризма в стране после того, как будет серьезно модернизирована его портовая система. Для стимулирования этой отрасли собираются построить пассажирские речные вокзалы и причалы в Астрахани и Махачкале. Кроме того, будет проработан вопрос об упрощении визового режима для граждан Ирана. К 2025 году такой шаг может обеспечить ежегодный приток 15 тыс. туристов из этой страны. Всё это предусмотрено в «Стратегии развития российских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года», которая была разработана по поручению президента. 

Материалы по теме
2

Портовая система Каспийского региона будет серьезно модернизирована, что приведет к расширению торговли, грузоперевозок и развитию круизного туризма. Об этом «Известиям» рассказал первый заместитель главы Министерства РФ по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов.

— Каспийский регион — это южные ворота России. Для развития торговли нужно иметь мощную портовую инфраструктуру, иначе утверждение, что мы занимаем лидирующие позиции в этом регионе, невозможно. Порты Астраханской области и Дагестана сегодня загружены всего на 25–30%. Если сохранится такая динамика, то через три-четыре года наша страна утратит стратегические позиции в Каспийском бассейне, — отметил первый замминистра.

В рамках разработанной по поручению президента «Стратегии развития российских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года» предусмотрено строительство нового глубоководного порта, а также существенная модернизация действующих портов: Астрахань, Оля в Астраханской области и Махачкала в Республике Дагестан.

— Новый порт в Дагестане будет задействован под возрастающие с каждым годом перевозки между Россией, Ираном, Индией и другими арабскими и азиатскими странами. Существующая сейчас инфраструктура не может обеспечить их объем в полной мере, —рассказал Одес Байсултанов.

В стратегии отмечено, что российские порты в бассейне Каспийского моря в составе единого кластера обеспечат круглогодичный транзит грузов по ключевым международным транспортным коридорам «Север–Юг» и «Восток–Запад» большегрузными судами. В реализацию проекта интегрируются промышленные предприятия Юга России. Предполагается, что будет возрожден рыбный промысел, развит судоремонт и создана социальная инфраструктура.

— Такие меры, естественно, будут способствовать экономическому развитию прилегающих к российской части Каспия территорий регионов Северо-Кавказского федерального округа и Астраханской области. Но важно отметить, что это в первую очередь сквозной проект для всей страны, он больше геополитический, чем экономический. От того, как будет реализован проект, зависит — займет ли Россия на Каспии лидирующее положение или упустит эту возможность, — подчеркнул Одес Байсултанов.

Отдельное внимание в стратегии уделено развитию круизного туризма. Для стимулирования этой отрасли в трех прикаспийских регионах предусмотрено строительство пассажирских причалов в Астрахани и Махачкале. Планируется создание оператора, который будет заниматься разработкой маршрутов и координацией потоков отдыхающих.

На первом этапе будут разработаны маршруты Астрахань–Махачкала–Дербент, а также Москва–Астрахань–Махачкала–Дербент. Они будут иметь развлекательную и культурно-историческую направленность. По прогнозу Минкавказа, количество российских туристов, путешествующих по этому маршруту, составит 30 тыс. человек в год.

Стратегия предполагает, что новыми маршрутами заинтересуются и иностранные туристы. К примеру, с целью стимулирования посещения России иностранцами планируется проработать вопрос об упрощении визового режима для стран Каспийского региона. К 2025 году это может обеспечить ежегодный приток туристов из Ирана до 15 тыс. человек в год.

Однако Одес Байсултанов отметил, что для развития как внутреннего, так и внешнего круизного туризма нужна серьезная работа над созданием инфраструктуры в регионе. К примеру, сегодня в порту Махачкала нет пассажирского терминала.

— Как можно говорить о круизном туризме по Каспийскому морю, если мы не имеем возможности нормально принять и отправить туристов? Кавказ обладает уникальным культурным наследием, здесь есть исторические объекты мирового значения, которым более тысячи лет. Дербент, башенные комплексы Чечни, Ингушетии, Северной Осетии. В любом регионе Северного Кавказа — мощный пласт этнокультурного наследия, — сказал первый замминистра. — Люди, которые путешествуют, не могут часами стоять в очередях, у них должна быть возможность быстро пройти пограничный контроль и таможенный досмотр. Весь мир использует все предусмотренные законом послабления, чтобы привлечь туристов. Для этого нужны новые решения и современная инфраструктура.

Руководитель Ростуризма Олег Сафонов подтвердил «Известиям», что сегодня Северный Кавказ имеет большой потенциал развития множества видов туризма, в том числе и круизного.

— Помимо традиционного для Северного Кавказа санаторно-курортного, а также горнолыжного отдыха серьезные перспективы есть у круизного туризма. Могли бы быть востребованы маршруты между Москвой, Дербентом, Махачкалой, Астраханью и Санкт-Петербургом, а также круизы между Россией и другими государствами, имеющими выход в Каспий, — отметил Олег Сафонов.

По его словам, для создания подобных турпродуктов в первую очередь необходимо развитие инфраструктуры пассажирских вокзалов и пунктов пропуска в портах Махачкала, Дербент и Астрахань, создание круизного оператора на Каспии.

Ростуризм совместно с Минтрансом России сейчас прорабатывают вопрос об организации круизов по Каспийскому морю. В августе прошлого года в Астрахани началось строительство первого за последние 60 лет отечественного круизного лайнера «Лотос».

Однако, как отметил Олег Сафонов, несмотря на уверенный рост количества отдыхающих в СКФО, потенциал пляжного отдыха на Северном Кавказе не реализован в полной мере. Например, за летний сезон 2016 года на побережьях Дагестана отдохнули порядка 300 тыс. человек. Но при должном уровне сервиса, инфраструктуры и безопасности эта цифра может достигнуть 1 млн туристов, как из России, так и из-за рубежа.

По данным Минкавказа, стратегия создания единого транспортно-логистического комплекса в Каспийском регионе сейчас находится на стадии общественного обсуждения. В апреле она будет передана на рассмотрение в правительство.


Прямой эфир

Загрузка...