Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Общество
Вся актуальная информация по коронавирусу ежедневно обновляется на сайтах https://стопкоронавирус.рф и доступвсем.рф
Общество
Госпитализирован звезда фильма «Курьер» Федор Дунаевский
Политика
Пушков прокомментировал извинения Meta за блокировку страницы делегации РФ
Мир
Пентагон заявил об отсутствии планов отправки войск США на Украину
Мир
WSJ узнала о подготовке США санкций против «сепаратистов на Украине»
Мир
Псаки заявила о якобы подготовке РФ к эвакуации семей дипломатов из Украины
Мир
В Москве госпитализировали посла Белоруссии
Мир
Более 18 млн случаев COVID-19 зафиксировали в мире за неделю
Новости компаний
«Роснефть» и Санкт-Петербургская биржа договорились о сотрудничестве
Мир
США отправят Украине новую партию военной помощи
Мир
В ДНР заявили о захвате школы вооруженными людьми в подконтрольном Киеву селе

Думе рекомендовали приравнять встречи с избирателями к митингам

Автор резонансного законопроекта Ирина Белых назвала обсуждение «тренировкой» перед первым чтением
0
Думе рекомендовали приравнять встречи с избирателями к митингам
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендовал палате принять в первом чтении законопроект Ирины Белых из «Единой России» (ЕР), который приравнивает встречи парламентариев с избирателями к публичным мероприятиям и обязывает уведомлять о них за 7–10 дней. На заседании развернулась бурная дискуссия, представители оппозиционных фракций высказались категорически против концепции проекта, но ЕР большинством голосов поддержала инициативу.

Законопроект депутата Ирины Белых, внесенный 2 февраля 2017 года, 16 марта впервые открыто обсуждался с участием оппозиционных фракций. До этого авторы, несмотря на большой общественный резонанс, никак не комментировали свою инициативу.

Материалы по теме
2

На заседание комитета Белых пришла, вооружившись статистикой и цитатами лидеров фракций на тему общественной опасности стихийных митингов и шествий. Дискуссия продолжалась около часа. При этом формулировки проекта вызвали вопросы даже у ее коллег-«единороссов», которые обратили внимание на необходимость доработки текста ко второму чтению. Между тем профильный комитет по государственному строительству и законодательству (комитет по федеративному устройству является соисполнителем) планирует рассмотреть его после 18 марта.

Когда встречи перерастают в митинги

Поправки предлагается внести сразу в несколько федеральных законов — «О статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы», «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Автор законопроекта предлагает ввести норму, согласно которой проведение встреч депутата с избирателями «в форме публичных мероприятий» осуществляется в соответствии с законодательством о митингах. Таким образом, организаторы будут обязаны согласовывать их проведение с властями. Уточняется, что уведомление необходимо подавать за 7–10 дней до мероприятия. При этом для остальных видов массовых мероприятий закон устанавливает большие сроки — так, о митинге необходимо сообщать за 10–15 дней до проведения. В конце декабря 2016 года аналогичный законопроект был также внесен в Московскую городскую думу.

Оппозиционные думские фракции сразу заявили о своем несогласии с предложенными поправками. Они считают, что необходимость уведомлять власти ущемляет их права и ограничивает возможность выполнять обязанности парламентария. Представители КПРФ сообщили, что будут формировать к инициативе «негативное общественное мнение». А 7 февраля депутаты от ЛДПР Иван Лебедев, Сергей Иванов и Ярослав Нилов внесли в Госдуму альтернативный законопроект. Они предложили ввести в ФЗ № 54 «О собраниях» такой вид массового публичного мероприятия, как встреча депутата с избирателями. При этом авторы настаивают на том, чтобы в ст. 7 документа было прописано: «уведомление при встрече депутата с гражданами не подается».

После этого к законопроекту Белых присоединились и несколько авторов-«единороссов» — Николай Антошкин, Ирина Гусева, Зугура Рахматуллина, Равиль Хуснулин, Иван Тетерин и Магомед Селимханов.

В целях безопасности

Представляя законопроект коллегам, Белых заявила, что инициатива ни в коем случае не нарушает права депутатов и направлена прежде всего на обеспечение безопасности.

Она привела статистику по Москве, согласно которой за 2016 год было подано более 34 тыс. уведомлений о проведении публичных мероприятий.

— Это 85 мероприятий в день! И если мы с вами не введем дополнительное регулирование, то отсутствие согласованных действий может привести к опасным последствиям, — сказала она.

Депутат зачитала коллегам фрагмент заметки «Известий» о предотвращении теракта в Москве 8 марта, в котором говорится, что в настоящий момент правоохранительные органы разыскивают пособников подозреваемого на массовых мероприятиях. Именно поэтому и предложено согласовывать место и время публичных собраний, пояснила Белых.

При этом она подчеркнула, что законопроект не распространяется на гайд-парки, а также на проведение одиночных пикетов, собраний внутри помещений и на придомовых территориях. Норма законопроекта будет в первую очередь распространяться на массовые общественно-политические мероприятия в форме митинга и шествия, которые проходят с участием большого количества людей на открытых площадях.

Что касается сроков уведомления, то их можно обсуждать в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению, если он будет принят в первом, отметила Белых.

Ее поддержала и одна из присоединившихся авторов, коллега по фракции и первый зампредседателя комитета Ирина Гусева. По ее словам, проблема актуальна не только для Москвы и мегаполисов. В любом регионе, особенно во время предвыборной кампании, депутаты собирают избирателей на площадях, в парках, скверах и на открытой местности. И порой эти встречи заканчиваются разбитыми урнами и перевернутыми скамейками, за что депутат не хочет нести никакой ответственности.

— Часто депутаты муниципального уровня перекрывают трассы. Была жалоба из сельского поселения, что стадо возвращающихся с пастбища животных не могло пройти из-за того, что депутат самостоятельно огородил колышками место сбора, — рассказала депутат.

При этом, подчеркнула Гусева, авторы открыты к диалогу и обсуждению возможных поправок ко второму чтению, однако на сегодняшний день ни одного предложения предоставлено не было — только эмоции.

Замечания и предложения

Депутат Денис Парфенов (КПРФ) признал, что в столичный департамент региональной безопасности поступает порядка 500 заявок о проведении мероприятий в неделю. По его словам, «категорически неправильно» смешивать встречи с избирателями и протестные акции. Он даже призвал «не возводить безопасность в ранг культа».

— Безопасностью занимаются профильные органы, на которые выделяются значительные средства из государственного бюджета. Пока что они неплохо справляются со своими обязанностями. Поэтому аргумент про безопасность сомнителен. Вводить что-то дополнительно мы не видим смысла, поэтому единственное наше предложение — концепцию проекта не поддерживать, — заключил он.

Депутат Юрий Волков (ЛДПР) критически отнесся к представленной Белых статистике. Он предположил, что из названных 34 тыс. мероприятий основная масса носит развлекательный или коммерческий характер и лишь небольшая их часть является политическими и социально значимыми.

— Не только депутаты встречаются с избирателями, но и другие лица, замещающие выборные должности, — губернаторы, члены Совета Федерации, главы муниципальных образований. Давайте тогда и на эти категории распространим ограничения, — заявил он.

— Это может стать прекрасной поправкой ко второму чтению, — парировала Белых.

В поддержку своего проекта она привела несколько высказываний Владимира Жириновского. Например, такое — от 2012 года: «Всем запретить шествия! Потому что шествия опасны. Идут несколько тысяч человек, не туда повернули, и сорвался человек». А потом добавила, что авторы готовы предоставить также и мнения губернаторов, в том числе от оппозиционных партий, которые считают, что депутат, проводя встречи, должен нести ответственность за их последствия.

Инициатива вызвала вопросы и у входящих в комитет «единороссов». Так, Андрей Марков обратил внимание, что в законе нет определения понятий «собрания» и «специально отведенные для них места». К тому же, по его словам, «безопасность — это очень специфическая вещь и тоже требует уточнений».

Депутат Александр Сидоров (ЕР) рассказал, что часто после встреч с избирателями в общественных приемных некоторые граждане ждут депутата у входа и в итоге там может собраться 10–15 человек.

— Вдруг кому-то захочется выдать это за несанкционированный митинг, — забеспокоился парламентарий.

Глава комитета Алексей Диденко (ЛДПР) поинтересовался, какая ответственность возникает у депутата за нарушение закона. А услышав, что такая же, как у остальных граждан, возмутился. 

— Может, тогда будем штрафовать и лишать неприкосновенности депутатов? — сказал он. По его мнению, чтобы заставлять парламентариев уведомлять власти о встречах с избирателями, необходимо прописать специальный порядок отдельным законом.

В итоге, за то, чтобы рекомендовать законопроект палате, проголосовало восемь депутатов от ЕР, против выступили трое — от КПРФ и ЛДПР («Справедливая Россия» не представлена в комитете). Альтернативный законопроект от ЛДПР не был рекомендован без обсуждения.

— Для меня это очень хорошая тренировка, и я сейчас еще больше убедилась, что законопроект адекватный, востребованный и необходимый, — заявила Белых напоследок, поблагодарив коллег за замечания.

Диденко на это ответил, что прибережет свои аргументы для палаты.

Следующая дискуссия состоится на заседании профильного комитета. До 18 марта он собирает отзывы и предложения на инициативу, после чего и будет назначена дата ее рассмотрения.



Читайте также
Прямой эфир