Минюст готовится либерализовать закон о митингах
Министерство юстиции может инициировать возврат к обсуждению законопроекта правительства, который смягчает наказание за проведение митингов и демонстраций, снижает ответственность за вред, причиненный участникам массовых мероприятий» и конкретизирует требования к «гайд-паркам». Законопроект, исполняющий решение Конституционного суда РФ от 2013 года, включен в работу министерства на этот год. Об этом «Известиям» рассказали два собеседника в Госдуме, информацию также подтвердил источник в Минюсте. В ведомстве полагают, что, несмотря на корректировку КоАП в части снижения предельной границы штрафа за нарушение на митингах, вопрос остается нерешенным. В Минюсте также готовы исправить «статью Дадина» об уголовной ответственности за неоднократные нарушения на митингах, но ждут соответствующего поручения от правительства.
Законопроект правительства значился в плане работы Минюста и в прошлом году. Однако после того как председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова и глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов поддержали идею декриминализации так называемой «статьи Дадина» (смягчение наказаний за нарушения ст. 212.1 УК РФ), собеседники «Известий» не исключили, что министерство может вернуться к законопроекту правительства. Документ есть в плане работы на этот год, в ведомстве полагают, что вопрос не решен, заявил собеседник «Известий» в Госдуме.
Законопроект правительства призван исполнить постановление Конституционного суда (КС) РФ от 2013 года, в котором тот счел чрезмерно высокими штрафы за нарушение законодательства о митингах, а также потребовал изменить норму о назначении обязательных работ за нарушения даже по формальным поводам.
КС счел, что установленный минимальный размер штрафов для граждан — от 10 тыс. рублей — не учитывает характер правонарушения и имущественное положение человека. В итоге в законопроекте появилась норма, наделяющая суды правом назначать наказание ниже минимального предела, указанного в статье.
Также КС обратил внимание на то, что уголовная ответственность не должна наступать даже за неоднократные — в течение полугода — нарушения при организации публичных мероприятий в случае, если они не повлекли за собой реальную угрозу общественному порядку и не причинили вред, а были противоправными сугубо формально.
Напомним, что Госдума приняла правительственный законопроект в первом чтении в декабре 2013 года и с тех пор к нему не возвращалась. Однако суды всё же получили возможность назначать для граждан меньшее наказание, чем предусмотрено в статье КоАП, причем не только по «митинговым» статьям, но и по другим, если предусмотренный по ним штраф больше 10 тыс. рублей. Для этого в конце 2014 года ГД внесла поправки в КоАП. Остальные предложения правительства, направленные на реализацию постановления КС, так и не были учтены.
Что предлагает правительство
Правительство предлагало исключить наказание в виде обязательных работ для виновных в сугубо формальном нарушении правил организации митингов, если в результате не последовало ущерба и не было пострадавших.
Также предлагалось определить границы ответственности организаторов публичных мероприятий, нарушивших правила их проведения, если в результате беспорядков пострадали граждане или их имущество. Согласно проекту организатор обязан компенсировать вред, если такие последствия возникли в результате его противоправных действий. Сейчас он обязан возместить ущерб «вне зависимости от проявления им надлежащей заботы о поддержании общественного порядка и отсутствия его вины», следует из пояснительной записки к законопроекту.
Кроме того, планировалось конкретизировать требования к так называемым гайд-паркам, где граждане могли бы собираться на публичные мероприятия. Предлагалось установить возможность проведения публичных мероприятий в любом, даже самом маленьком, поселении.
Напомним, что после выборов в Госдуму шестого созыва последовала волна выступлений против их итогов. В результате были ужесточены штрафы для участников и организаторов мероприятий, закончившихся беспорядками.
Два источника «Известий» в Госдуме и один в Минюсте заявили, что включение законопроекта в план работы министерства на этот год означает желание ведомства вернуться к дискуссии вокруг документа. Ранее в думском комитете по госстроительству и законодательству ГД шестого созыва заявляли, что решение КС уже исполнено в рамках других законов.
В Минюсте на официальный запрос редакции не ответили. Глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия») сказал «Известиям», что в ближайшей повестке комитета этого проекта пока нет.
«Статья Дадина»
Ранее в Минюсте выразили готовность исправить ст. 212.1 Уголовного кодекса об ответственности за неоднократные нарушения на митингах после решения КС по жалобе активиста Ильдара Дадина. Однако корректировки возможны только в том случае, если поступит соответствующее поручение правительства.
В начале февраля КС признал ст. 212.1 УК РФ конституционной, однако указал на некоторые несоответствия. Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова предложила и вовсе декриминализировать эту статью. Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев и глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов идею поддержали. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что она заслуживает внимания.
Мнение экспертов
Первый зампредседателя комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин («Единая Россия», в шестом созыве — замглавы комитета по госстроительству, отвечавшего за поправки в КоАП и «митинговое» законодательство) полагает, что, по сути, решение КС уже исполнено.
— Концепция, идея этого законопроекта уже реализована, — сказал он «Известиям».
Один из авторов закона 2012 года, ужесточившего правила проведения митингов, Александр Сидякин («Единая Россия») говорит, что законодательство о митингах в целом в России сформировалось и соответствует аналогам цивилизованных стран. В том числе в части градации ответственности организаторов и участников митингов в связи с той общественной опасностью, которую представляют стихийные демонстрации, нередко перерастающие в массовые беспорядки.
— В законопроекте, который подготовил Минюст, важно ко второму чтению определить критерии специально отведенных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений по актуальным проблемам, так называемых гайд-парков. Здесь действительно есть правовая неопределенность, которая может быть устранена принятием поправок в закон о митингах уже в этом году, — отметил депутат.
Глава президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов полагает, что законопроект необходимо принять, подумав о дальнейшем смягчении наказания.
Адвокат международной правозащитной группы «Агора» Ольга Динзе полагает, что лучше вообще убрать нижнюю границу санкций, чтобы суд мог сам принимать решения, исходя из обстоятельств дела и личности лица, привлекаемого к ответственности.
Экс-депутат Госдумы, руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев заявил, что коммунисты настаивали на выполнении решений КС в полном объеме. Однако законодатели, по его словам, порой трактуют решения КС «как заблагорассудится».