Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Умерла актриса Анастасия Заворотнюк
Мир
Два представителя Красного Полумесяца погибли при ударе ЦАХАЛ по Рафаху
Общество
Пожар на складе на востоке Москвы потушили
Политика
Путин назначил Елену Ямпольскую председателем набсовета фонда «Русский мир»
Мир
Лавров заявил о приоритетном партнерстве России и Китая
Общество
В Туве бывшего замминистра строительства обвинили в получении крупной взятки
Мир
Си Цзиньпин объявил о проведении китайско-арабского саммита в 2026 году
Армия
Экипажи «Аллигаторов» ВКС РФ сорвали ротацию ВСУ в зоне группировки «Север»
Мир
Лавров оценил идею о конференции по украинскому конфликту с участием Москвы и Киева
Мир
Гитару Леннона из фильма «На помощь!» продали на аукционе за $2,85 млн
Общество
Певцу Шарлоту продлили арест до 24 июля
Происшествия
ФСБ предотвратила серию терактов на объектах ж/д в Крыму
Политика
В МИД РФ заявили о продолжении подготовки визитов Путина в КНДР и Вьетнам
Экономика
В России 77% компаний малого и среднего бизнеса стали больше платить сотрудникам
Мир
Израиль сообщил о взятии под контроль границы сектора Газа и Египта
Общество
Губернатор ХМАО Комарова заявила об уходе с поста
Авто
В России выпуск легковых авто в апреле вырос в 2,3 раза

М. Найт Шьямалан: «Страдания делают нас особенными»

Режиссер триллера «Сплит» ― о том, как заставить Джеймса МакЭвоя преобразиться в 20 персонажей
0
М. Найт Шьямалан: «Страдания делают нас особенными»
Фото: Getty Images/Roy Rochlin
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российском прокате — «Сплит», новый триллер М. Найта Шьямалана с Джеймсом МакЭвоем в главной роли. Фильм стал самым успешным проектом создателя «Шестого чувства» за последние годы ― при бюджете в $10 млн он уже собрал по миру $250 млн. В преддверии выхода фильма с режиссером побеседовал корреспондент «Известий».

― У главного героя «Сплита» — множественное расщепление личности, редкое психическое заболевание. Насколько фильм в его медицинской части соответствует действительности?

― В значительной степени. Я давно интересовался этой тематикой. Впервые я узнал об этой болезни еще на курсах психологии в колледже, и с тех пор постоянно что-то читал, от популярных книжек вроде «Множественных умов Билли Миллигана» Дэниела Киза до крайне специальной литературы. Мне повезло пообщаться с крупнейшими специалистами в этой области.

Если разобраться, во всех подобных случаях виновата некая травма, перенесенная в детстве. Человеку настолько сложно с ней ужиться, что он создает альтернативные варианты себя. Сама болезнь подсказала главный мотив фильма: наши страдания делают нас особенными, поднимают выше среднего уровня.

Больше всего меня интересовало, как эти десятки сосуществующих личностей делят между собой одно тело и как, в свою очередь, тело ― на физическом, химическом уровнях ― реагирует на такое «совместное пользование». Тема чрезвычайно сложная, и меня сама по себе интриговала задача уложить ее в двухчасовой триллер.

― Сколько личностей вы в итоге придумали для героя Джеймса МакЭвоя?

― Всего внутри Кевина их живет больше 20. В той или иной мере я должен был придумать их все, но основных, с которыми большую часть времени контактирует зритель, ― всего 3–4. Они были довольно подробно прописаны уже в сценарии, но в процессе съемок мы с Джеймсом многое привнесли ― пластику, акценты и так далее, чтобы зрителю было очевидно сразу, кто именно в тот или иной момент находится перед ним.

Материалы по теме
1

В каком-то смысле это идеальная роль для Джеймса, который совмещает в себе совершенно полярные таланты ― может быть забавным и в то же время пугающим. Он прекрасно владеет собственным телом ― сжимается в комок, когда играет Хедвига, или, наоборот, заполняет собой всю комнату, когда превращается в Денниса. Кроме того, МакЭвой ― шотландец, но часто играет американцев и поэтому прекрасно имитирует акценты.

― Больше всего хлопот, очевидно, доставил Хедвиг ― личность Кевина, считающая себя 9-летним мальчиком?

― Да, пожалуй. В кино детей или подростков часто играют совершеннолетние актеры с моложавой внешностью, и это выглядит как глупая версия взрослого героя. Хедвиг ― не такой. Мы сразу договорились с Джеймсом, что играем невероятно умного парня, который просто еще мало что знает. Последним штрихом стал голос. Я предложил, чтобы Хедвиг немного шепелявил, и Джеймс мгновенно подобрал нужную манеру.

― Один из самых жутких моментов фильма, когда Хедвиг вдруг начинает танцевать.

― Это всё Джеймс, его заслуга (смеется). В сценарии было написано так: Хедвиг представляет, что он в клубе и его кто-то провоцирует: «Давай, покажи, что ты умеешь!» Но мальчику всего девять лет, он ни разу не был в таких заведениях, в лучшем случае видел их по телевизору, и поэтому понятия не имеет, как всё это выглядит на самом деле.

― У «Сплита», как и всегда у вас, есть неожиданный финальный твист, а также отсылка к одному из ваших прошлых фильмов. Как я понимаю, будет продолжение.

― Совершенно верно. В моем сознании эта история еще не закончена, и я хочу сделать еще один фильм, который расставит все точки над i.

― В этот раз очень трудно — из-за концовки в том числе — определить жанр картины. Это сознательная игра со зрителем?

― Знаете, я обожаю смешивать разные жанры. Конечно, это невероятно опасно, так как законы одного жанра часто аннулируют законы другого. Если в хорроре будет много смешного, он перестает пугать. Если в комедии переборщить с ужасом, она не будет смешить. По этой причине я всегда стараюсь держаться одного жанра, оттеняя его элементами другого. «Сплит» ― это прежде всего психологический триллер, где есть драма, есть немного хоррора и фантастики. Всё, что я люблю (смеется).

― Расскажите об источниках вдохновения. Первое, что приходит в голову при просмотре вашего фильма, ― «Воскрешение Каина» Брайана Де Пальмы.

― Главным влиянием я бы назвал, как ни странно, «Молчание ягнят». Мне всегда нравилось, как там сделаны сцены в тюрьме, где агент Старлинг приходит к Ганнибалу Лектеру, а тот ей устраивает нечто вроде сеанса психоанализа. Чистый саспенс при минимуме внешних эффектов. В моем фильме тоже есть подобные сцены. На его визуальный стиль сильно повлияли фильмы Роберта Олтмана, где аскетичная операторская работа постепенно усиливает напряжение.

― «Сплит» ― уже вторая ваша работа с продюсером Джейсоном Блумом. Довольны сотрудничеством?

— Есть продюсеры, которые указывают, что тебе делать и как. Мои отношения с Джейсоном иные. Он ― мой главный советчик по миллиарду всевозможных вопросов, помогает, корректирует, исправляет, где нужно. И, надо сказать, у него великолепное чутье и прекрасный вкус. Все его знают как продюсера «Паранормального явления» или «Астрала», а он, помимо прочего, еще и продюсер фильма «Всплеск», одного из моих любимых (полнометражный дебют Демьена Шазелла, режиссера «Ла-Ла Ленда». ― «Известия»).

― После успеха «Сплита» вам наверняка обрывают телефон голливудские студии с предложением большого многомиллионного проекта. Собираетесь вернуться к масштабным студийным работам?

― Нет, пока я хочу и дальше снимать небольшие независимые фильмы. Здесь я чувствую свободу и могу делать опасные вещи. Чем больше бюджет, тем больше обязательств ― перед студией, партнерами. Здесь же мои руки свободны.

― Но отвращения к блокбастерам у вас нет?

― Нет, конечно. У каждого кино есть своя ниша. Люди приходят в кино за разным опытом, и высокобюджетная «экстраваганца» с кучей спецэффектов никогда не заменит хорроры или комедии. Да, сейчас стало много сиквелов, ремейков, но спрос на оригинальное есть всегда, поэтому я вполне оптимистичен.

Справка «Известий»

М. Найт Шьямалан ― американский режиссер и сценарист, родом из Индии. Успех к нему пришел в 1999 году после мистического триллера «Шестое чувство» с Брюсом Уиллисом. Далее последовали «Неуязвимый» (2000), «Знаки» (2002) и другие картины. Сценарист детского фильма «Стюарт Литтл» (1999) и продюсер сериала «Сосны» (с 2015 года).

Прямой эфир