Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Новым папой римским избран кардинал Роберт Прево из США
Мир
В США выразили опасения по поводу эскалации конфликта между Индией и Пакистаном
Общество
Путин назвал 9 Мая священной датой для многонационального народа РФ
Общество
Минтранс сообщил о возобновлении полетов гражданской авиации РФ по расписанию
Мир
Welt узнала о намерении Мерца объявить в Германии ЧС из-за беженцев
Мир
Премьер Словакии Фицо прибыл в Москву на празднование 80-летия Победы
Мир
В ФРГ временно отозвали заявление о признании АдГ правоэкстремистской партией
Армия
Знамя Сухопутных войск на параде Победы пронесет Герой РФ Джартанов
Мир
НМГ и Медиакорпорация Китая (CMG) подписали соглашение о сотрудничестве
Мир
В ЕК сообщили о планах принять 17-й пакет санкций против России к 20 мая
Мир
Орбан предрек Европе банкротство в случае отказа от российских энергоносителей
Мир
В Берлине почтили память советских солдат
Мир
ЕС перевел Украине €1 млрд от доходов от замороженных активов России
Общество
В СК РФ поручили возбудить дело из-за осквернения советского памятника в Чехии
Мир
Путин поздравил нового папу римского Льва XIV с избранием
Мир
Politico узнала о намерении команды Трампа обнародовать разоблачение Байдена
Мир
CNN сообщил о масштабном воздушном бое Индии и Пакистана со 125 самолетами

Москва встречает Год Стравинского

Владимир Юровский исполнил недавно найденную партитуру композитора в Большом зале Московской консерватории
0
Москва встречает Год Стравинского
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Москве наступил Год Стравинского. Как и в Санкт-Петербурге, где торжественное мероприятие было приурочено к декабрьскому культурному форуму, в столице гвоздем программы стала премьера недавно обнаруженной «Погребальной песни» (1909). Честь представить в Большом зале консерватории неизвестное сочинение Игоря Федоровича выпала Концертному симфоническому оркестру Московской консерватории, который в этот вечер взял под свое начало Владимир Юровский.

Худрук ГАСО уже не в первый раз работает со студенческим коллективом. В прошлом сезоне в рамках празднования 150-летия консерватории Юровский выступил в качестве приглашенного дирижера и подготовил с учениками вуза программу из редко исполняемых произведений Стравинского. Маэстро не скрывает, что надеялся включить в их число и «Погребальную песнь».

— Сразу после сенсационной находки мы вместе с ректором Московской консерватории Александром Сергеевичем Соколовым подготовили письмо Наталье Брагинской, обнаружившей «Погребальную песнь», с просьбой дать нам возможность сыграть это произведение. Но тогда еще не был решен вопрос с правообладателями, — рассказал дирижер.

В итоге право первого исполнения получил оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Владимиру Юровскому же доверили московскую премьеру два месяца спустя. 

— После исполнения в Мариинском театре издательство Boosey & Hawkes отозвало партитуру, там были найдены ошибки. Потом они прислали ноты нам, и мы нашли еще какие-то ошибки, — сказал Юровский во вступительном слове.

Негласное соперничество с Гергиевым проявилось и в выборе других произведений концерта — концептуально похожем, но всё же не идентичном. Если в Санкт-Петербурге премьера была дополнена «Жар-птицей» Стравинского и симфоническими эпизодами из «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова (учителя Стравинского, на смерть которого и написана «Погребальная песнь»), то в Москве музыка из первого балета Игоря Федоровича прозвучала не целиком, а в виде сюиты. А вместо предпоследней оперы Римского-Корсакова выбор пал на последнюю — «Золотого петушка».

Различалась и трактовка. Гергиев подчеркивал колористическую изысканность оркестровой ткани и эффекты инструментовки. Юровский обнажил эмоциональность трех партитур, прочертив динамическую линию от безумного ликования Додона в «Золотом петушке» через вагнеровский трагизм «Погребальной песни» к неистовому danse macabre в «Жар-птице» («Поганый пляс Кощеева царства»).

Но в тех моментах, где юношеская энергия от оркестрантов не требовалась, студенческий коллектив выглядел менее убедительно, особенно медные духовые. Впрочем, как раз «Погребальной песни» это касается в меньшей степени. Правда, и открытия здесь не произошло. Несмотря на все различия между дирижерскими подходами, впечатление от обоих исполнений этой пьесы одно: ее историческое значение выше художественного. И, пожалуй, лучше всего это сформулировал сам Владимир Юровский.

— Это очень важная находка с точки зрения завершения портрета Стравинского, — заявил дирижер.

И призвал воспринять Год Стравинского как повод сыграть сочинения гения, которые обычно находятся в тени основных шедевров. Что же, начало положено.

Справка «Известий»

Игорь Стравинский (1882–1971) — одна из ключевых фигур музыки XX века. Ученик Николая Римского-Корсакова. Участник Русских сезонов в Париже. С 1914 года жил в Швейцарии, после окончания Первой мировой войны и до начала Второй мировой — во Франции, с 1939 года — в США. Автор произведений для музыкального театра, симфонических и камерных сочинений. 

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности