Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Орбан направил лидерам стран ЕС предложения по урегулированию на Украине
Происшествия
Губернатор Богомаз сообщил об уничтожении еще пяти БПЛА над Брянской областью
Туризм
Число турпоездок россиян в Таиланд и Китай в июне выросло более чем на 80%
Общество
Пожар около Дюрсо повредил почти 40 зданий баз отдыха
Мир
Подозреваемый в стрельбе на митинге Трампа состоял в стрелковом клубе
Общество
Оставившая чемодан с телом сына жительница Перми признала вину в его убийстве
Общество
В Ленобласти задержали двух подозреваемых в нападении на подростка
Общество
Запорожская область вступила в национальный проект «Производительность труда»
Армия
Бойцы расчета ЗРК «Бук» уничтожили восемь летевших к Мариуполю ракет РСЗО HIMARS
Мир
Премьер Эстонии Кая Каллас подала в отставку
Авто
В России предложили ввести «пошаговую» индексацию утильсбора на автомобили
Общество
Мошенники стали звонить россиянам от имени коммунальных служб
Общество
Движение транспорта ограничили в сторону Дюрсо под Новороссийском из-за пожара
Общество
Вильфанд спрогнозировал жару до +42 на юге России в ближайшие дни
Спорт
Сборная Испании установила рекорд по забитым голам на одном Евро
Общество
В 62% исследованных образцов готовой еды эксперты нашли нарушения
Общество
В Омске арестовали пособника террористической организации

Москва встречает Год Стравинского

Владимир Юровский исполнил недавно найденную партитуру композитора в Большом зале Московской консерватории
0
Москва встречает Год Стравинского
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Москве наступил Год Стравинского. Как и в Санкт-Петербурге, где торжественное мероприятие было приурочено к декабрьскому культурному форуму, в столице гвоздем программы стала премьера недавно обнаруженной «Погребальной песни» (1909). Честь представить в Большом зале консерватории неизвестное сочинение Игоря Федоровича выпала Концертному симфоническому оркестру Московской консерватории, который в этот вечер взял под свое начало Владимир Юровский.

Худрук ГАСО уже не в первый раз работает со студенческим коллективом. В прошлом сезоне в рамках празднования 150-летия консерватории Юровский выступил в качестве приглашенного дирижера и подготовил с учениками вуза программу из редко исполняемых произведений Стравинского. Маэстро не скрывает, что надеялся включить в их число и «Погребальную песнь».

— Сразу после сенсационной находки мы вместе с ректором Московской консерватории Александром Сергеевичем Соколовым подготовили письмо Наталье Брагинской, обнаружившей «Погребальную песнь», с просьбой дать нам возможность сыграть это произведение. Но тогда еще не был решен вопрос с правообладателями, — рассказал дирижер.

В итоге право первого исполнения получил оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Владимиру Юровскому же доверили московскую премьеру два месяца спустя. 

— После исполнения в Мариинском театре издательство Boosey & Hawkes отозвало партитуру, там были найдены ошибки. Потом они прислали ноты нам, и мы нашли еще какие-то ошибки, — сказал Юровский во вступительном слове.

Негласное соперничество с Гергиевым проявилось и в выборе других произведений концерта — концептуально похожем, но всё же не идентичном. Если в Санкт-Петербурге премьера была дополнена «Жар-птицей» Стравинского и симфоническими эпизодами из «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова (учителя Стравинского, на смерть которого и написана «Погребальная песнь»), то в Москве музыка из первого балета Игоря Федоровича прозвучала не целиком, а в виде сюиты. А вместо предпоследней оперы Римского-Корсакова выбор пал на последнюю — «Золотого петушка».

Различалась и трактовка. Гергиев подчеркивал колористическую изысканность оркестровой ткани и эффекты инструментовки. Юровский обнажил эмоциональность трех партитур, прочертив динамическую линию от безумного ликования Додона в «Золотом петушке» через вагнеровский трагизм «Погребальной песни» к неистовому danse macabre в «Жар-птице» («Поганый пляс Кощеева царства»).

Но в тех моментах, где юношеская энергия от оркестрантов не требовалась, студенческий коллектив выглядел менее убедительно, особенно медные духовые. Впрочем, как раз «Погребальной песни» это касается в меньшей степени. Правда, и открытия здесь не произошло. Несмотря на все различия между дирижерскими подходами, впечатление от обоих исполнений этой пьесы одно: ее историческое значение выше художественного. И, пожалуй, лучше всего это сформулировал сам Владимир Юровский.

— Это очень важная находка с точки зрения завершения портрета Стравинского, — заявил дирижер.

И призвал воспринять Год Стравинского как повод сыграть сочинения гения, которые обычно находятся в тени основных шедевров. Что же, начало положено.

Справка «Известий»

Игорь Стравинский (1882–1971) — одна из ключевых фигур музыки XX века. Ученик Николая Римского-Корсакова. Участник Русских сезонов в Париже. С 1914 года жил в Швейцарии, после окончания Первой мировой войны и до начала Второй мировой — во Франции, с 1939 года — в США. Автор произведений для музыкального театра, симфонических и камерных сочинений. 

Прямой эфир