Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
Французский политик отметил высокий риск ответа РФ на изъятие ее активов
Армия
Новый комплекс подготовки спутников ввели в строй на космодроме Плесецк
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Спорт
Матыцин выразил надежду на участие иностранных спортсменов в Играх дружбы
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Семейный бизнес по-русски

Ученые описали связь между ведением дел с родственниками и изменением культуры семьи
0
Семейный бизнес по-русски
Фото: РИА НОВОСТИ/Алексей Мальгавко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Северо-Западный центр корпоративного управления провели исследование, выявившее ряд специфических черт российского семейного бизнеса. Оказалось, что семейный бизнес серьезно влияет на отношения между родственниками, нередко смещая их в деловую плоскость.

— Мы провели серию глубинных интервью с владельцами российских семейных компаний, членами их семей, рядовыми сотрудниками и экспертами по вопросам семейного бизнеса, — рассказала «Известиям» профессор департамента менеджмента Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Елена Корчагина.

Совместно с экспертом НП «Северо-Западный центр корпоративного управления» Павлом Шило Елена Корчагина пришла к выводу, что в российском семейном бизнесе можно выделить три основных типа компаний.

К первому можно отнести компании, созданные супругами. Такой бизнес составляет, согласно ответам респондентов, около 20% всех семейных компаний.

Ко второму, наиболее многочисленному, относится бизнес, созданный главой семьи, которому затем на ключевых позициях управления компанией потребовались свои люди, которым можно доверять. Этими проверенными людьми в первую очередь становятся члены его семьи. Такие компании составляют, согласно полученным данным, около 70%.

К третьему типу можно отнести партнерский бизнес, в котором на равных с остальными участвуют члены семьи одного или нескольких учредителей. Такой бизнес составил около 10% от общего числа семейных компаний.

— Ответы на вопрос об определении семейного бизнеса носят двойственный характер, — признается Корчагина. — Большая часть респондентов (около 3/4) концентрирует внимание на контроле со стороны семьи над компанией, меньшая часть (примерно 1/4) — на участии в бизнесе членов семьи. Первый подход предполагает, что фирму можно считать семейной, если все управленческие решения принимаются членами семьи. Это возможно, если семье и аффилированным с ней лицам принадлежит до 100% акций. Во втором случае респонденты указывают, что только если члены семьи активно участвуют в бизнесе, его можно считать семейным. При этом подходе одним из ключевых признаков признания бизнеса семейным является вовлечение родственников в работу на управленческих должностях.

Одна из специфических черт российского семейного бизнеса связана с воздействием бизнес-культуры на семейные ценности.

— Сам факт ведения бизнеса главой семьи изменяет культуру семьи. В ряде случаев отношения внутри семьи начинают формироваться на основе деловых принципов, — пояснила Елена Корчагина.

Например, в таких семьях нет «бесплатных денег», а средства даже на такие важные вещи, как получение степени MBA наследником семейного бизнеса, могут выдаваться ему как кредит. После окончания обучения он должен вернуть затраченную на него сумму, а иногда и процент (правда, более низкий, чем банковский).

Вторая особенность связана с высокорискованным характером российской бизнес-среды, которая нередко приводит к профессиональной деформации личности предпринимателя, из-за чего он не только в бизнесе, но и в обычной жизни склоняется к принятию рискованных, нерациональных решений.

Основатель NICA Multi Family Office Кирилл Николаев рассказал «Известиям», что с точки зрения взаимоотношений «патриарха» такой семьи с остальными ее членами возникают проблемы двух видов.

— Первая история касается напряжения внутри семьи, из-за того что «патриарх» не делится информацией с остальными, контролирует всё на 100%, а если и заводит родственников в бизнес, то чтобы «поиграться», устраивая, к примеру, жену или дочку на незначительную должность, тогда как им хочется большего, — рассказал эксперт.

Вторая история связана с антагонизмом, когда остальным членам семьи неинтересен бизнес «патриарха». Исходя из плохих отношений в семье, они не хотят наследовать общее дело, а глава семьи с целью моральной компенсации нередко заводит себе другую семью.

Руководитель образовательной программы «Преемник семейного бизнеса: эффективная бизнес-династия» РЭУ имени Плеханова и директор консалтинговой группы MarketProfi Дмитрий Лариков рассказал «Известиям», что практика выдачи наследнику «небесплатных денег» характерна для многих зарубежных семейных компаний. А вот с тем, что перенос «рискованного» поведения с работы домой — это сугубо наша специфика, эксперт согласен.

— Нужно иметь в виду, что в России мы имеем лишь первое поколение представителей семейного бизнеса. В мире бизнес называется семейным, когда компанией управляет уже третье поколение. Поскольку у нас только первое, которое вынуждено было пробивать себе дорогу самостоятельно и через недружелюбную внешнюю среду, люди часто импульсивны, предпочитают решать вопросы отчасти силовыми способами, — отметил Лариков.

Сколько именно семейных компаний в России, не ответит ни один эксперт. Во-первых, не существует единой методологии оценки. Если брать уже упомянутую зарубежную, то собственников в третьем поколении в стране, можно сказать, и нет. Тогда как среди международных компаний число семейных доходит до 70%, а, к примеру, среди итальянских — до 90%.

— Для России придется смягчать критерии, оценивать не поколения, но вовлеченность членов семьи в один бизнес, — считает Лариков.

Главными отличиями российского семейного бизнеса от зарубежного Лариков называет то, что он в России «сиротский», то есть у него практически нет истории передачи по наследству. И второе — такие семьи, как правило, мажоритарные акционеры, имеющие контрольный пакет и управляющие компанией автократически.

Семейный бизнес распространен в российском сельском хозяйстве, в мелкой и отчасти средней розничной торговле.

Прямой эфир