Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Правила возврата товаров распространили на онлайн-торговлю

Минэкономразвития ужесточает условия продажи нижнего белья, косметики и электроники в интернете
0
Правила возврата товаров распространили на онлайн-торговлю
Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минэкономразвития лишит покупателей возможности возвращать или обменивать бытовую технику и электронику, нижнее белье, книги и косметику, если они были приобретены в интернете. Аналогичные требования с 1998 года установлены в обычной, офлайн-торговле. Вернуть непонравившийся товар в онлайн-магазин пока еще можно в течение семи дней.

Как следует из документа, который появился в электронной базе данных на сайте regulation.gov.ru, Минэкономразвития намерено уравнять в правах офлайн-торговлю и продажи в интернете в части запрета на возврат и обмен некоторых товаров. Так, ведомство предлагает скорректировать пункт 21 «Правил продажи дистанционным способом» (данный свод нормативов был утвержден в 2007 году и известен как постановление правительства №612). Новая редакция нормы выглядит следующим образом: «Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего ‎качества, включенного в перечень непродовольственных ‎товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату ‎или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, ‎габарита, фасона, расцветки или комплектации».

Из перечня невозвратных товаров следует, что сегодня в стационарном магазине можно «раз и навсегда» купить технически сложные товары — законодатель относит к ним любые виды электробытовых машин и приборов, а также все категории телефонных аппаратов, включая мобильные устройства. Также в список входят текстиль, предметы по уходу за детьми, товары для личной гигиены, косметика и парфюмерия, нижнее белье, носки и чулки, товары бытовой химии, мебель, ювелирные изделия, автомобили, книги, отделочные материалы, лекарственные препараты, одноразовая посуда, животные и растения.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), по результатам первого полугодия 2016 года объем онлайн-продаж составил 405 млрд рублей (+26% по отношению к первому полугодию прошлого года). Больше всего потребители покупают в интернете бытовую технику и электронику (32% от всех покупок), а также обувь и одежду (около 35%). На парфюмерию и косметику приходится 7,5% покупок, на автозапчасти и аксессуары — 7,1%, всё остальное — другие товары.

В интернет-магазинах никаких ограничений на возврат товаров сегодня нет, напоминает исполнительный директор Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Михаил Яценко.

— Любой товар, купленный в онлайн-магазине, покупатель может вернуть в течение семи дней, кроме тех товаров, которые сделаны исключительно для вас, — например, футболка с вашим лицом», — уточнил Яценко.

А если при вручении товара покупателю не выдали памятку о сроках его возврата, то он увеличивается до трех месяцев, добавляет старший партнер юридического бюро «Байбуз и партнеры» Вадим Байбуз.  

В НАДТ подчеркивают, что появление данного списка невыгодно для покупателя, но выгодно для бизнеса.

— Но список подобных невозвратных товаров должен быть. С какой стати онлайн-торговля должна отличаться от обычной? Тем более есть ряд товаров, которые теряют товарный вид при использовании, — например, книги, — сказал президент НАДТ Александр Иванов.  

Исполнительный директор АКИТ Артем Соколов говорит, что возможность обмена и возврата любого товара компании сегодня используют как конкурентное преимущество перед офлайн-торговлей. Многие ритейлеры, по его словам, дают потребителям расширенные гарантии на получение аналогичного товара или возврат денег.

— Конечно, например, телефон, можно вернуть лишь при условии, что упаковка не открыта и не нарушена, — уточнил он. При этом эксперт затруднился сказать, какой процент товаров обычно потребители возвращают или пытаются вернуть.

В интернет-магазине «Озон» «Известиям» сказали, что приобретенные здесь книги сейчас обменять нельзя, а вернуть их можно при условии сохранения товарного вида у продукции в установленные правилами сроки. Процент возврата этого товара у компании небольшой — порядка 1%, то есть около 37 млн рублей в год.

— Изменения направлены на выравнивание условий продажи товаров между различными форматами торговли (онлайн и офлайн). Полагаем, что если товар находится в свободном обороте, то он должен реализовываться любыми способами с учетом обеспечения государственного контроля и надзора за соблюдением требований безопасности и других требований к продаже товаров. При этом необходимо создание равных условий обращения товаров, в том числе в части возврата товаров надлежащего качества, — сообщили «Известиям» в Минэкономразвития.

Изменение указанной нормы должным образом отразится на росте сегмента дистанционной торговли, отметили в Минэкономразвития.

В Минпромторге идею коллег поддерживают и считают, что список качественных невозвратных товаров для онлайна должен существовать. В Роспотребнадзоре оперативный ответ на запрос «Известий» дать не смогли.

Прямой эфир