Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Культура
Кириенко назвал фестиваль «Таврида.АРТ» академией для молодых творцов
Происшествия
В течение часа в небе над Брянской областью сбили 12 украинских беспилотников
Общество
Из-за прорыва дамбы в Челябинской области эвакуировали 163 человека
Общество
Минздрав сообщил о выявлении четырех случаев лихорадки Западного Нила в Татарстане
Мир
В США подростка приговорили к тюремному заключению за стрельбу после Супербоула
Мир
Индийские СМИ сообщили о планах Моди посетить Украину в конце лета
Армия
Отделение младшего сержанта Лотвинова отразило налет группы дронов ВСУ
Происшествия
Средства ПВО уничтожили и перехватили 21 дрон ВСУ над Брянской областью
Мир
Олимпийский флаг на церемонии открытия Игр в Париже повесили в перевернутом виде
Спорт
Пилот McLaren Норрис выиграл вторую практику Гран-при Бельгии
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Спорт
Завершилась церемония открытия Олимпийских игр в Париже
Мир
Дом актера Кевина Спейси продали из-за его долгов за $3,24 млн
Мир
Самолет с экс-президентами стран Латинской Америки не пустили в Венесуэлу
Происшествия
В Тольятти на предприятии произошел пожар на установке очистки от CO2

Ельцин-центр на колесах

Историк и журналист Илья Смирнов — о необходимости деавтомобилизации всей страны
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Государство Российское сформировалось на великих транспортных путях (из Северной Европы по Волге к арабам и по Днепру «в греки»), само его имя происходит (согласно наиболее обоснованной версии) от слова, которым во времена добылинные называли тогдашних грузоперевозчиков — экипажи гребных судов. Но в конце ХХ века выяснилось, что и прародительский речной, и железнодорожный транспорт, и даже трамваи не очень-то нужны  матушке России.

Всё заменит автомобиль.

Он стал передвижным алтарем «свободы» (вроде Ельцин-центра на колесах): ни к чему не привязан, от государства независим, сам купил и поехал, куда хочу.

Автомобилизация — один из двух показателей, по которым «реформаторы» могли отчитаться о положительных результатах (второй, если кто запамятовал, — всенародное высшее образование за счет филькиных дипломов, купленных через магазинную подсобку).

Автомобильное благосостояние сперва прирастало за счет иностранных свалок, а после установления тоталитарного путинского режима водители массово пересели с металлолома на новенькие машины, так что по некоторым улицам столицы стало невозможно не только проехать — пройти из-за припаркованных в четыре ряда атрибутов престижного потребления.

Между тем с точки зрения объективной науки «автомобилизация — боковая, возможно, даже тупиковая ветвь технического прогресса», она разрушает природную среду и культурный ландшафт, формирует «экофобную структуру расселения» (бесконечные коттеджные  застройки, расползающиеся, как опухоль, там, где раньше зеленели луга, поля и леса) и соответствующий антропологический тип — «пивное брюхо, затылок, сливающийся со спиной, характерные позы при ходьбе и сидении». «Железная дорога гораздо экономнее использует энергию и пространство … Площадь и объем дорожного полотна и придорожных сооружений, затраты энергии на один пассажиро- или тонно-километр у железной дороги гораздо ниже… Железная дорога очень влияет на окружающее пространство там, где расположены станции, но в промежутке довольно скромно вписывается в ландшафт. Напротив, автодорога обрастает сооружениями и предприятиями на всем своем протяжении, превращается в шрам на природном теле Земли» (доктор географических наук Б.Б. Родоман).

Свобода и независимость на четырех колесах — миф.

«Прямые расходы автомобилиста в том случае, когда он не должен платить за парковку… составляют, как правило, не более 10–20% от общей стоимости».

В классической автодержаве США «власти всех уровней покрывают до 40% суммарных расходов на автомобильные перевозки» (профессор Вукан Р. Вучик). Механизмы самые разные, от бесконечного строительства за казенный счет всё новых дорог и развязок до льготного автокредита «с государственным субсидированием».

Вот в каких привходящих обстоятельствах, создаваемых не природой или мифическими «законами экономики», а конкретными волевыми решениями, «эффективным» стало пересаживаться и перегружать товары на автомобиль. На нем повезли не только то, что действительно удобнее доставить к месту назначения на четырех колесах (не станешь же подводить железнодорожную ветку к каждому магазину), а всё и повсеместно, любыми количествами на любые расстояния.

К счастью, в последние годы пробуждается здравый смысл. Руководство разных уровней пытается восстановить нормальную организацию транспортного хозяйства, где каждый вид транспорта занимает свое (географически предопределенное) место, а расходы на содержание инфраструктуры раскладываются более-менее справедливо. Вводится платная парковка в городах и сборс грузовых автомобилей «в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам». Именно эти меры вызвали яростное сопротивление.

Забавно. Мы переживаем за то, что у государства нет стратегии развития и долгосрочного экономического планирования. И вот она вдруг наметилась в отдельной отрасли. Предполагаю, что в ХХI столетии большое стратегическое преимущество получит именно та страна, которая преодолеет «автомобильный тупик» (термин Б.Б. Родомана).

Но тут же начинается протест. Эвакуаторы — геть! Даешь свободную парковку поперек улицы! Парковочные лозунги еще норовят присобачить — через запятую к экологическим, хотя ежу понятно, что главный враг природы — как раз свободный автомобиль.

А если выйти на широкий простор междугородних перевозок, то предлагается отменить не только новый дорожный сбор, но также весовой контроль и транспортный налог для большегрузных автомобилей.

Последняя плодотворная идея (не дебютная, а скорее эндшпильная) — из так называемого манифеста дальнобойщиков. В принципе рабочий человек не должен становиться крайним (пострадавшим) ни при каком развороте экономической политики (даже прогрессивном), и с ним чиновнику нужно не ругаться, а договариваться. Но с кем конкретно? От имени шоферов выступают то деятель партии ПАРНАС, то политический соратник Гарри Каспарова.

Не хватает только Божены Рынской во главе колонны восставшего пролетариата. И о чем договариваться, если заявленные требования направлены не на то, чтобы компенсировать конкретным трудящимся их личные потери от дорожных сборов, а совсем к другой цели — увековечить патологию, разрушительную для экономики и экологии всей страны?   

Комментарии
Прямой эфир