Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Авто
Число предложений японских авто с пробегом в РФ сократилось на треть
Экономика
Пополнение «Киви-кошелька» с телефона стало недоступно
Мир
Лавров назвал БРИКС одной из опор многополярного мира
Мир
Военный эксперт назвал причины краха ВСУ на фронте
Культура
Группа «Любэ» на своем юбилейном концерте исполнит песню ST «Дай ему сил»
Экономика
СМИ узнали о планах Danone продать бизнес в РФ компании из Татарстана
Общество
Президент Белоруссии Александр Лукашенко прибыл в Казань
Общество
Умер военный блогер Андрей Морозов
Происшествия
ФСБ задержала жителя Читы по подозрению в госизмене
Политика
Лавров рассказал о возможности восстановления отношений с Евросоюзом
Мир
Bloomberg указало на ухудшение настроений в Киеве на фоне успехов ВС РФ
Армия
Путин вручил госнаграды воинским частям Воздушно-космических сил
Общество
Бывшего главаря ОПГ задержали в Петербурге спустя 27 лет после убийств
Армия
Путин назвал героическими действия военных для перелома на сложных участках фронта
Мир
В МИД России не увидели заинтересованности США в мире на Украине

Ельцин-центр на колесах

Историк и журналист Илья Смирнов — о необходимости деавтомобилизации всей страны
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Государство Российское сформировалось на великих транспортных путях (из Северной Европы по Волге к арабам и по Днепру «в греки»), само его имя происходит (согласно наиболее обоснованной версии) от слова, которым во времена добылинные называли тогдашних грузоперевозчиков — экипажи гребных судов. Но в конце ХХ века выяснилось, что и прародительский речной, и железнодорожный транспорт, и даже трамваи не очень-то нужны  матушке России.

Всё заменит автомобиль.

Он стал передвижным алтарем «свободы» (вроде Ельцин-центра на колесах): ни к чему не привязан, от государства независим, сам купил и поехал, куда хочу.

Автомобилизация — один из двух показателей, по которым «реформаторы» могли отчитаться о положительных результатах (второй, если кто запамятовал, — всенародное высшее образование за счет филькиных дипломов, купленных через магазинную подсобку).

Автомобильное благосостояние сперва прирастало за счет иностранных свалок, а после установления тоталитарного путинского режима водители массово пересели с металлолома на новенькие машины, так что по некоторым улицам столицы стало невозможно не только проехать — пройти из-за припаркованных в четыре ряда атрибутов престижного потребления.

Между тем с точки зрения объективной науки «автомобилизация — боковая, возможно, даже тупиковая ветвь технического прогресса», она разрушает природную среду и культурный ландшафт, формирует «экофобную структуру расселения» (бесконечные коттеджные  застройки, расползающиеся, как опухоль, там, где раньше зеленели луга, поля и леса) и соответствующий антропологический тип — «пивное брюхо, затылок, сливающийся со спиной, характерные позы при ходьбе и сидении». «Железная дорога гораздо экономнее использует энергию и пространство … Площадь и объем дорожного полотна и придорожных сооружений, затраты энергии на один пассажиро- или тонно-километр у железной дороги гораздо ниже… Железная дорога очень влияет на окружающее пространство там, где расположены станции, но в промежутке довольно скромно вписывается в ландшафт. Напротив, автодорога обрастает сооружениями и предприятиями на всем своем протяжении, превращается в шрам на природном теле Земли» (доктор географических наук Б.Б. Родоман).

Свобода и независимость на четырех колесах — миф.

«Прямые расходы автомобилиста в том случае, когда он не должен платить за парковку… составляют, как правило, не более 10–20% от общей стоимости».

В классической автодержаве США «власти всех уровней покрывают до 40% суммарных расходов на автомобильные перевозки» (профессор Вукан Р. Вучик). Механизмы самые разные, от бесконечного строительства за казенный счет всё новых дорог и развязок до льготного автокредита «с государственным субсидированием».

Вот в каких привходящих обстоятельствах, создаваемых не природой или мифическими «законами экономики», а конкретными волевыми решениями, «эффективным» стало пересаживаться и перегружать товары на автомобиль. На нем повезли не только то, что действительно удобнее доставить к месту назначения на четырех колесах (не станешь же подводить железнодорожную ветку к каждому магазину), а всё и повсеместно, любыми количествами на любые расстояния.

К счастью, в последние годы пробуждается здравый смысл. Руководство разных уровней пытается восстановить нормальную организацию транспортного хозяйства, где каждый вид транспорта занимает свое (географически предопределенное) место, а расходы на содержание инфраструктуры раскладываются более-менее справедливо. Вводится платная парковка в городах и сборс грузовых автомобилей «в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам». Именно эти меры вызвали яростное сопротивление.

Забавно. Мы переживаем за то, что у государства нет стратегии развития и долгосрочного экономического планирования. И вот она вдруг наметилась в отдельной отрасли. Предполагаю, что в ХХI столетии большое стратегическое преимущество получит именно та страна, которая преодолеет «автомобильный тупик» (термин Б.Б. Родомана).

Но тут же начинается протест. Эвакуаторы — геть! Даешь свободную парковку поперек улицы! Парковочные лозунги еще норовят присобачить — через запятую к экологическим, хотя ежу понятно, что главный враг природы — как раз свободный автомобиль.

А если выйти на широкий простор междугородних перевозок, то предлагается отменить не только новый дорожный сбор, но также весовой контроль и транспортный налог для большегрузных автомобилей.

Последняя плодотворная идея (не дебютная, а скорее эндшпильная) — из так называемого манифеста дальнобойщиков. В принципе рабочий человек не должен становиться крайним (пострадавшим) ни при каком развороте экономической политики (даже прогрессивном), и с ним чиновнику нужно не ругаться, а договариваться. Но с кем конкретно? От имени шоферов выступают то деятель партии ПАРНАС, то политический соратник Гарри Каспарова.

Не хватает только Божены Рынской во главе колонны восставшего пролетариата. И о чем договариваться, если заявленные требования направлены не на то, чтобы компенсировать конкретным трудящимся их личные потери от дорожных сборов, а совсем к другой цели — увековечить патологию, разрушительную для экономики и экологии всей страны?   

Комментарии
Прямой эфир