Эффективность спектаклей оценят по знаниям зрителей о добре и зле

Институт наследия им. Д.С. Лихачева предложил новые критерии оценки эффективности государственной культурной политики. По мнению ученых, система оценки деятельности государства в сфере культуры должна основываться не на количестве проведенных мероприятий, а на качественных критериях. Оценивать эффективность новой государственной культурной политики предлагается при помощи системы социологических опросов и статистических данных.
В частности, во время и по итогам культурных мероприятий (фестивалей, выставок, спектаклей и других проектов) предлагается выявлять знания аудитории о традиционных ценностях (добро и справедливость, брак и семья, любовь к Родине, ценность образования и труда). Кроме того, планируется оценивать уровень освоения и восприятия россиянами образов классического искусства, традиционной народной культуры и отечественной истории.
Таким образом, по мнению представителей Института наследия, государство получит возможность узнать реальную эффективность культурных мероприятий, а также оценить их влияние на мировоззрение посетителей. Всё это позволит, по мнению разработчиков критериев, тратить бюджетные средства более эффективно.
Cистема критериев и индикаторов эффективности государственной культурной политики легла в основу документа под названием «Предложения по созданию федеральной информационно-аналитической системы мониторинга реализации государственной культурной политики». Этот документ в настоящий момент находится на согласовании в правительстве РФ.
— Долгие годы сфера культуры воспринималась как черная дыра, поглощающая государственные средства — на реставрацию памятников, на содержание музеев и театров, на фестивали, гастроли и т.д. Деньги тратились, тратились — и невозможно было понять, насколько эффективно, — считает руководитель Института наследия Арсений Миронов. — Мы предлагаем ясный ответ на вопрос, зачем государству финансировать культуру. Оно будет выступать не в роли мецената, но в роли инвестора. И как любой инвестор, оно должно добиваться прибыли от вложения своих средств. Разумеется, что в сфере культуры государство нацелено не на денежную прибыль, а на прибыль общенационального человеческого капитала.
По словам Арсения Миронова, сейчас чиновники отчитываются перед Министерством культуры исключительно цифрами — число проведенных мероприятий, количество посетителей, сумма потраченных средств и т.д. По мнению ученых из Института наследия, численные показатели не могут адекватно оценить эффективность творческих проектов и мероприятий в сфере искусства. Они полагают, что культурная политика России должна работать на здоровый образ жизни, крепкие семьи, снижение преступности и самоубийств, а контролировать эту деятельность придется иначе, чем сегодня.
— Если воплощать эти идеи в жизнь, то нужно кардинально менять действующую федеральную целевую программу «Культура России (2012–2018 годы)». Сейчас Минкультуры, отвечая на заявки регионов, «размазывает» деньги тонким слоем по всем субъектам РФ, чтобы каждому досталось по чуть-чуть. В результате проводится много мероприятий мелкого масштаба, стоимостью от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. В идеале мероприятия должны быть более крупными и решать конкретную проблему в регионе, будь то наркомания, межнациональная напряженность или подростковая преступность, — пояснил глава НИИ культурного наследия.
Эксперты, опрошенные «Известиями», оценили инициативу по-разному. Гендиректор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин сказал, что государству давно пора перейти на подобную систему оценок.
— Та система, что существует сейчас, основанная на количественных показателях, осталась нам в наследство от Советского Союза. Понятно, что она уже устарела, — считает Эдуард Пичугин. — Я очень хорошо помню, как 15 лет назад представители киноотрасли докладывали в Министерстве культуры, что в стране есть 7 тыс. кинотеатров. Я тогда очень удивился, потому что на самом деле их было около сотни. Выяснилось, что отчет был составлен по форме советских времен, когда регистрировались не работающие кинозалы, а проекционные аппараты, привязанные к помещениям. На мой взгляд, такая система отчетности предоставляет простор для махинаций.
Исполнительный директор Всероссийского хорового общества Павел Пожигайло назвал идею в целом правильной, но недостаточной.
— Есть люди, которые стараются не выражать свои взгляды криками на площади и не станут отвечать на вопросы социологов. Так что результаты их опросов будут неточными. Я считаю, что после введения стратегии культурной политики, нужно разработать стратегию образования и воспитания в сфере культуры. Сейчас это самое главное, потому что взрослых людей очень сложно переделать, — уверен Пожигайло.
Художественный руководитель Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Леонид Бажанов также усомнился в качестве работы социологов.
— Кто гарантирует, что эти люди будут работать добросовестно и соберут точную информацию? На мой взгляд, эта инициатива говорит о том, что государство сомневается в своей состоятельности и пытается подменить один вид отчетности другим. Это всё от безысходности. На самом деле нужно развивать общественные и экспертные институты, а также взращивать авторитетов в области культуры, — считает Леонид Бажанов.
Директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум считает, что действующая система государственного учета в сфере культуры работает эффективно.
— Цифрами высчитывается всё, что можно посчитать: посещаемость, социальный срез, половозрастной состав. От цифр невозможно уйти, потому что они объективны. Я не представляю себе, как можно правильно высчитать то, о чем пишет Институт наследия. Вряд ли серьезные вещи можно измерить таким поверхностным исследованием, — сказала Софья Апфельбаум.
Подготовка «Стратегии государственной культурной политики» должна завершиться осенью.