Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антонов указал на нелегитимность решения США использовать доходы от активов РФ
Мир
США назвали неприемлемым предложение РФ по мирному урегулированию на Украине
Армия
Лейтенант Павлюкевич обнаружил и помог захватить важный опорпункт ВСУ
Общество
В Шебекино из-под завалов обрушенного подъезда извлекли тело третьего погибшего
Интернет и технологии
Названы популярные у россиян смартфоны
Политика
Песков прокомментировал удар ВСУ по Шебекино
Мир
ВКС РФ нанесли четыре удара по базам боевиков в провинции Хомс в Сирии
Общество
Умер снимавшийся в фильме «Следствие ведут знатоки» режиссер Игорь Меркулов
Мир
Небензя заверил в соответствующем ответе России на агрессивные действия в свой адрес
Спорт
Первый гол на Евро-2024 забил полузащитник сборной Германии Вирц
Общество
Тела двух человек извлекли из-под завалов на месте обрушения подъезда в Шебекино
Мир
Президент Бразилии предложил G7 провести мирный саммит с Москвой и Киевом
Общество
После смертельного ДТП в Благовещенске отменены развлекательные и массовые мероприятия
Мир
Кейт Миддлтон сообщила о прогрессе в борьбе с онкологией
Общество
С начала пожароопасного сезона в Якутии произошло 149 возгораний
Мир
РФ вышла из протокола к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха 1979 года
Мир
На Украине сообщили о диверсии на железной дороге в Сумах

Госдума может ужесточить правила налоговой «миграции» для компаний

Юрлицу откажут в регистрации при переезде в другой регион, если не закончилась выездная налоговая проверка
0
Госдума может ужесточить правила налоговой «миграции» для компаний
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Матвеев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Госдуму в ближайшее время будет внесен законопроект, ужесточающий правила «миграции» для юридических лиц. Как отмечает правительство Вологодской области, разработавшее проект, в большинстве случае компании, переезжающие в другой регион, стремятся таким образом уйти от уплаты налогов. Согласно законопроекту, налоговые органы смогут отказать юридическому лицу в регистрации его нового адреса, если у него «есть недоимки по налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам по налогам и сборам». Также компания получит отказ, если налоговики по ее прежнему месту нахождения приняли «решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении данного юридического лица». В Госдуме не исключили, что проблема требует изменения законодательства. По словам экспертов, объем «миграции» — десятки тысяч компаний в год, сумма задолженности, при которой юрлица начинают «убегать», — от 50 млн рублей. 

Документ был разработан по поручению губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова. Он вносит поправки в федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Проект будет внесен в Госдуму заксобранием Вологодской области.

«Проблема «миграции» организаций-должников поднимается многими региональными налоговыми органами, — уточняется в пояснительной записке к документу. — Переезд организаций из субъекта в субъект РФ... в большинстве своем предполагает уход от уплаты налогов, в том числе избежание камеральных и выездных налоговых проверок, затягивание сроков проверок для невозможности взыскания недоимки, сокрытие деятельности по участию в схемах уклонения от налогов... На фоне роста задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ на 30 млрд рублей предлагаемая мера пресечения фиктивной «миграции» организаций-должников является актуальной».

В департаменте финансов Вологодской области сообщили, что законопроект был разработан для того, чтобы решить поставленную губернатором задачу «кардинально сократить накопленную за годы кризиса задолженность в бюджеты всех уровней». В департаменте уточнили, что в 2014 году в Вологодскую область «мигрировали» 4093 организации с суммой задолженности 1,3 млрд рублей. В 2014 году налоговые органы Вологодской области предотвратили «миграцию» на территорию региона 949 организаций. 

Член комитета по бюджету и налогам Госдумы Раиса Кармазина не исключила, что проблема действительно существует и требует изменения законодательства, и отметила, что уже прописанные в законах механизмы налоговым службам необходимо использовать в полной мере.

По словам директора Гильдии экспертов по налоговым спорам Бориса Пантелеева, «миграция» в другой регион — самое простое для компаний решение всех сложных долговых вопросов на сегодняшний день.

— Это буквально конвейерный рынок, — сказал он. — «Мигрируют» десятки тысяч компаний в год. У налоговых инспекций и в более или менее посещаемых местах можно найти объявления о списании долгов, о ликвидации компаний. Речь идет как раз о смене юридического адреса и переезде в другой регион. Вопрос решается за 5–10 рабочих дней. Компании начинают задумываться о такой схеме, если у них есть долг от 50 млн рублей.

Схема выглядит так: компания подает в налоговую документы о том, что меняются юридически значимые реквизиты — адрес и директор. Компания снимается с учета и затем ставится на учет по новому адресу. Задолженности на момент переезда может не быть, потому что еще не завершен налоговый период. Например, компания переезжает в декабре и у нее есть время, чтобы заплатить налоги, до апреля. Но на новом месте новый директор не платит налоги и вообще не проявляет никакой активности. Как правило, налоговая его не разыскивает — в том числе потому, что это дорогой и трудоемкий процесс. Компания не ведет никакой деятельности и через некоторое время подает документы в суд о ликвидации. 

По словам Бориса Пантелеева, такие схемы ухода от налогов выбирает обычно малый и средний бизнес, крупный же чаще уходит в офшоры. Он отметил, что такого бы не могло быть в условиях единого правового и информационного поля.

— Сейчас парадоксальная ситуация: наши налоговики играют фактически в поддавки с недобросовестными компаниями и на протяжении длительного времени не могут наладить взаимодействие, — сказал он. — Внутри налоговой системы не отлажено взаимодействие регионов друг с другом и головного центра с регионами.

По словам Бориса Пантелеева, от фиктивной «миграции» страдают в основном крупные города и регионы, где высокий уровень экономического развития, в том числе Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск.

— Не является секретом тот факт, что на практике довольно распространено использование недобросовестными компаниями подобных механизмов для неисполнения обязательств — причем не только перед бюджетом, но и перед контрагентами, — отметил старший юрист налоговой практики Goltsblat BLP Александр Ерасов. — Безусловно, борьба с подобными действиями необходима для защиты интересов как бюджета, так и компаний и граждан. Однако в ходе подобных мероприятий должен соблюдаться баланс интересов, что требует весьма взвешенного и комплексного подхода к конкретным формулировкам закона и их практическому применению.

Предлагаемый законопроект, по его словам, упростит работу налоговых инспекций, но во многих случаях будет приводить к нарушению прав и интересов компаний вполне добросовестных.

— Допустим, два крупных холдинга решили объединить активы путем слияния компаний из разных регионов, но в отношении одной из таких компаний налоговая инспекция начала проводить выездную проверку, — привел пример эксперт. — Проверка может идти год или даже больше. Допустим, по результатам проверки инспекция приходит к выводу о наличии нарушений налогового законодательства и доначисляет налоговые обязательства. Компания с такими выводами инспекции не соглашается и начинает процесс оспаривания результатов проверки. На практике многие налоговые споры могут длиться около года, а иногда и больше. Суд принимает обеспечительные меры — приостанавливает действие решения налоговой инспекции. Получается, что задолженность во время рассмотрения налогового спора не выплачивается на вполне законных основаниях. Далее компания процесс выигрывает и уже точно ничего не должна платить. При этом она более 2 лет, что длится вся эта история, не может провести реорганизацию, которая планировалась путем слияния активов двух холдингов.

В таких случаях соответствующие ограничения будут приводить к несоразмерному ограничению прав компаний, в связи с чем, по мнению эксперта, противоречить Конституции России, фактически являясь не предусмотренной налоговым законодательством мерой обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов.

По мнению Александра Ерасова, законопроект требует существенной доработки — как минимум, необходимо разграничить случаи, когда задолженность не выплачивается по законным и по незаконным основаниям. Он также отметил, что практику фиктивной «миграции» компаний можно свести на нет, если будет более эффективно организована работа налоговых и правоохранительных органов, которые являются федеральными, едиными и централизованными системами, что позволяет проводить контроль на всей территории России. По его словам, чтобы выйти из-под налогового контроля, компании во многих случаях необязательно даже переезжать в другой регион — можно сменить адрес внутри одного региона.

Председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы Gradient Alpha Павел Гагарин также отметил, что сейчас у налоговой службы достаточно серьезное администрирование с точки зрения отслеживания компаний, которые находятся в зоне риска.

— Отпустить компанию из региона можно только после того, как она пройдет сверку по уплаченным налогам, — сказал он. — А если инспекция считает налогоплательщика подозрительным, если есть основания полагать, что он значительные суммы недоплачивает, скрывает налогооблагаемые объекты, что это компания из разряда однодневок, — она может назначить выездную проверку.

При этом, по его словам, в этой области могут быть нарушения — например, компания может как-то договориться с налоговой и уехать, не выполнив часть обязательств. Как рассказал Павел Гагарин, компании «мигрируют» в основном из Москвы и Санкт-Петербурга в другие регионы. При этом можно выделить и некоторые «точки притяжения» для них.

— Можно посмотреть статистику. Допустим, налоговая проверяла компанию, и вдруг та перерегистрировалось в другой регион, — сказал он. — Насколько я знаю, часто «мигрируют», например, в Нижегородскую, Архангельскую области и ряд других регионов.

Павел Гагарин отметил, что запретить переезжать юридическим лицам, как и физическим, нельзя — это было бы нарушением Конституции.

Отметим, что сами налоговые инспекторы далеко не всегда знают, как именно надо действовать, если компания, которую они проверяли, переехала. «У нас в инспекции существует проблема «миграции». Только начнешь работать с предприятием, подготавливать его к выездной налоговой проверке, как оно благополучно «мигрирует» в какое-нибудь село... — делятся они на «Форуме налоговиков». — Вот и как с этим бороться?»

Комментарии
Прямой эфир