Кубок Карьяла. Послесловие
Этот Кубок Карьяла был особенным. В этом году финский этап Евротура позволял сравнить свои матчи непосредственно с матчами КХЛ, ни на что не отвлекаясь. Ведь чемпионат впервые не прерывался на игры сборных. И сравнение оказалось не в пользу первых.
Такое впечатление особенно усиливалось тем, что на дни встреч сборной России со шведами и финнами выпали три топовых противостояния Континентальной лиги: СКА – «Металлург» (Магнитогорск), «Динамо» (Москва) – «Авангард» и «Ак Барс»–ЦСКА. Битвы самых что ни на есть лидеров. Так вот, по качеству игры, по интенсивности, не говоря уже о накале и зрелищности, Евротур явно уступал.
Понятно, что таких игр в КХЛ не так уж много, ведь всего в 7–8 командах подбор игроков соответствует уровню Кубка Карьяла за вычетом чехов, но тем не менее встречи между представителями второй по силе восьмерки не сильно уступают «евротуровским», если вообще уступают, — комплексно. То есть темп пониже, чем на Евротуре, составы похуже, но цена победы, мягко говоря, значительно выше, а это всегда серьезно отражается на игре; сыгранность и управляемость — однозначно лучше, контроль функционального состояния команды (и соответствующие коррекции в тактике и стратегии) — несопоставим, ведь в сборной на столь коротком отрезке он просто невозможен.
И появляется вопрос: а нужен ли он вообще, этот Евротур? И раньше-то польза от проведения матчей этого турнира осенью и зимой вызывала сомнения. А теперь, когда КХЛ подросла в плане качества игры, и вовсе смысла в этом не видно. Безусловно, это возможность опробовать отдельных игроков, посмотреть, как они действуют на чуть других скоростях, проверить какие-то сочетания или задумки, но ведь для экспериментов, в конце-то концов, есть целый апрель. Да и, по большому счету, весь групповой этап чемпионата мира.
Вспомните: Олег Знарок принял сборную России в самом конце марта. Собрал кандидатов в начале апреля, сыграл 9 матчей в рамках подготовки к чемпионату мира: 6 в Еврочеллендже и еще 3 — в том самом Евротуре. 5 из них проиграл. Прогнал через команду 43 игрока, отсеяв худших, и заложил фундамент функциональной подготовки под Минск-2014. Где позволял себе многочисленные эксперименты на том самом групповом этапе, потому что расписание у фаворитов всегда очень удобное, а из 7 соперников серьезными можно назвать максимум 3, на последнем ЧМ — и вовсе 2. И, несмотря на то что не было у него никаких смотрин ни осенью, ни зимой, в отличном стиле взял золото с 14 дебютантами чемпионата мира в составе.
Что касается самого Кубка Карьяла, то в плане командной игры некоторыми сюрпризами стали разве что крайне пассивная игра по счету в матче с чехами, встреча с которыми даже до среднего уровня КХЛ не дотягивала, и кошмарный первый период встречи со шведами, подвигший Знарка на серьезные перестановки в составе, что заметно усилило игру. А в целом — всё тот же активный хоккей, что в атаке, что в обороне, всё то же желание идти до конца в стыках, хотя и не у всех (но это дело поправимое), всё та же ставка на темповых крайних нападающих. Абсолютно ничего нового, при этом много чего не получалось (снова проявилась застарелая болезнь большинства), хотя это совершенно неудивительно, учитывая игру с листа, на что явно стоит списать и необычную для Знарка пассивность в средней зоне.
С точки зрения персоналий — турнир тоже совершенно пустой. Опытные игроки сыграли на своем уровне, это касается и чередовавшего потери с бесполезными действиями Николая Жердева, лишь утвердившего во мнении, что в сборной ему не место. Представители молодежки — Павел Бучневич и Владислав Каменев — показали, что до Евротура пока не доросли. Недавно проданный «Атлантом» в СКА Роман Рукавишников так и не прояснил, за что его включили в состав. Дмитрий Кугрышев блеснул и ушел в тень, то же касается и Антона Слепышева — все прямо как в своих клубах. Ярослав Косов — не убедил, зато здорово сыграл Артемий Панарин, забивший 3 гола, хотя другого от него и не ждали. Андронов старался, большего от него и просить не стоит, старался и Апальков, но у него мало что получалось. Виктор Антипин — неплохо для первого раза, Иван Вишневский нормально сыграл, Дмитрий Миронов — даже хорошо. Василий Кошечкин подтвердил, что является вратарем исключительно для клубного потребления, а Илья Сорокин — что является будущим сборной России.
В общем, если и был какой-то толк от поездки в Швецию и Финляндию, то он заключается в том, что тренерский штаб сборной познакомился с некоторыми ребятами поближе, узнал их немного с другой стороны — в работе — и обозначил свои требования. Всё это, впрочем, можно было сделать и в том самом апреле. И гораздо эффективнее.
К сожалению, в ближайшие полтора года от Евротура и перерывов, которые обязательно вернут, никуда не деться. Договор между чешской, финской, шведской и российской федерациями/ассоциациями хоккея подписан до конца сезона-2015/16, а значит, придется ужимать календарь, а то и начинать сезон в августе. Ничего страшного в этом нет, страшно будет, если ничего не придет на замену и контракт снова продлят, продолжая проводить бесполезный турнир в угоду чиновникам тех самых федераций и ассоциаций.
Подготавливать почву для изменений КХЛ нужно уже сейчас. Идей — уже существующих и вполне толковых — масса. Как, например, проведение Кубка Европы с разъездами во время молодежного чемпионата мира — с 26 декабря по 5 января — в том же формате. Одна пауза, 10 команд (плюсом к четырем основным Швейцария, Словакия, Германия, Беларусь, Латвия, и, скажем, сборная Канады, собранная из играющих в Европе «кленовых»), 7 матчей (в Евротуре за осень и зиму играется 8), состав численно можно не ограничивать. Хоть будет за что бороться, вместо того чтобы «катать» бесполезные «товарняки» Евротура.