Госкомпании и госорганы останутся без американских консультантов
Депутат нижней палаты парламента Евгений Федоров («Единая Россия») готовит законопроект о внесении поправок в нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок работы государственных органов и госкомпаний с консалтинговыми компаниями. Планируемыми парламентарием изменениями в законодательство вводится запрет представительствам и дочерним предприятиям американских компаний в России оказывать консультационные услуги в госсекторе. По мнению парламентария, эти изменения помогут защитить российское государство от иностранного влияния, а крупные госкомпании обезопасить от скрытых манипуляций со стороны иностранцев.
Ранее Федоров уже анонсировал законопроект, который должен будет запретить представителям иностранных аудиторских компаний в России, в основном это компании из США, аудит финансовой документации в госорганах и на госпредприятиях.
Новые ограничения по консалтинговым компаниям главным образом коснутся Boston Consulting Group (BCG) в России, которая является представительством американской компании и входит в число самых крупных консалтинговых компаний в нашей стране. Среди прочего компания отметилась в консультировании и разработке стратегий для таких госкомпаний, как «Роснефть» и «Почта России» (разработала стратегию развития «Почты России» до 2020 года).
В других странах BCG занимается стратегиями развития целых столиц, например, компания разработала стратегию развития Киева до 2025 года. Примечательно, что представители этой же компании участвовали и в обсуждении вопросов по инвестиционной политике и российской столицы.
— Российская экономика имеет всего 0,5% роста по той причине, что иностранные консультанты лоббируют интересы своего государства. Несколько дней назад на комитете ГД по бюджету обсуждали отчет ЦБ РФ, зампред которого сам указывал на то, что повальное банкротство российских банков стало результатом иностранных консультаций, — сказал депутат Федоров. — Они не помогают управлять, а назначают управление. Если взять тот же аудит, то в ЦБ им по-прежнему занимается иностранная компания.
Кроме запрета сотрудникам американских компаний консультировать госсектор Евгений Федоров также предлагает создать новые национальные консультационные институты, которые будут оказывать поддержку госсектору в экономическом планировании и разработке стратегий.
В представительстве Boston Consulting Group в Москве не смогли прокомментировать судьбу компании в случае принятия ограничительного законопроекта.
— Согласно условиям нашей политики, мы не можем обсуждать какие-либо вопросы, связанные с нашими клиентами, — заявила представитель компании Ольга Банеева.
Еще одной крупной международной консалтинговой компанией, которую могут отстранить от работы с государственным сектором, является McKinsey & Company. Этот участник консалтингового рынка также подтвердил «Известиям», что работает не только с частными компаниями, но также и консультирует государственные.
— Для ускорения экономического роста и повышения производительности труда всем российским компаниям, как государственным, так и частным, необходимо внедрение самых передовых технологий, которые на сегодняшний день существуют в мире. McKinsey имеет доступ к лучшим управленческим технологиям и обладает многолетним практическим опытом их внедрения в российских условиях, — сказал управляющий партнер McKinsey по России Виталий Клинцов. — В российском офисе компании 95% сотрудников — граждане России. В компании работают выпускники лучших российских вузов, специалисты самого высокого уровня.
Пресс-секретарь компании «Роснефть» Михаил Леонтьев, в свою очередь, не видит особой угрозы в сотрудничестве госкомпаний с иностранными консалтинговыми организациями.
— Все или почти все консалтинговые компании подстраиваются под клиента, торгуют собственным брендом, предоставляя услуги на рынке. Для них не так важен результат, как отметка о предоставленной услуге. И, конечно, мы понимаем, что у каждой компании есть конечный куратор, влияние которого в критический момент показывает, что компания ангажирована. Так что по сути инициатива не бессмысленна, — отметил он. — Но на фоне остальных проблем, связанных с нашей зависимостью от западных регуляторов, она не слишком многое решает. Что же до «Роснефти», то это крупнейшая в мире нефтяная компания, которая не зависит от партнера по консалтингу. Она сама выбирает тех подрядчиков, которых считает наиболее компетентными.
Стоит заметить, что американские компании, и в частности BCG и McKinsey, уже подверглись ограничениям на консультирование в госсекторе в некоторых государствах. Например, запретил этим консультантам сотрудничать с госорганами и госкомпаниями Китай.
Директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко скептически отнесся к идее отказа от американских консультантов.
— Консалтингом должны заниматься профессионалы вне зависимости от того, какое у них гражданство или принадлежность к компании. Особенно профессионализм важен, когда речь идет о масштабах госкомпаний, — считает он.