Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ сообщили об обстреле пограничных постов Индии со стороны Пакистана
Мир
Минимум 10 человек погибли при обрушении шахты на востоке ДР Конго
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 79 украинских беспилотников над регионами РФ
Экономика
В России хотят ввести 10-процентный налог на сверхприбыль банков и сырьевых компаний
Мир
В Таиланде пять человек погибли в результате падения небольшого самолета
Общество
В СК запросили доклад о сносе домов без компенсаций жильцам в Краснодарском крае
Наука и техника
Тайконавты корабля «Шэньчжоу-20» после стыковки вошли на орбитальную станцию КНР
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Сумской и Черкасской областях
Общество
Временные ограничения на работу аэропорта Нижнего Новгорода сняты
Мир
Bloomberg узнало о ведении Гарвардом переговоров по продаже акций на $1 млрд
Армия
Штурмовик Южной группировки войск рассказал об освобождении Сухой Балки в ДНР
Мир
Трамп прокомментировал возможный выход США из переговоров по Украине
Мир
The Times узнала о возможном отказе Лондона от отправки военных на Украину
Мир
В Госдепе отвергли претензии Киева по поводу урегулирования конфликта на Украине
Армия
Средства ПВО уничтожили семь дронов ВСУ над Крымом и Белгородской областью
Мир
Лавров заявил о готовности России к сделке по Украине
Армия
Военные группировки войск «Центр» рассказали о методах защиты танков на поле боя

Куда мы катимся?

Есть ли будущее у российского автопрома
16
Куда мы катимся?
Фото: Александр Доников / PhotoXPress.ru
Выделить главное
Вкл
Выкл

По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) на май 2014 года, продажи традиционно наиболее востребованных российскими потребителями автомобилей отечественной сборки продолжают падать. В апреле отрицательная динамика достигла 16%.

По мнению Владимира Гутенева, заместителя председателя комитета по промышленности Госдумы РФ, спад продаж автомобилей российских марок внутри страны соотносится с аналогичным уменьшением спроса в других странах. В условиях кризиса люди более взвешенно подходят к замене одного автомобиля на другой и все больше присматриваются к бюджетным вариантам. Дилеры, в свою очередь, стремятся привлечь внимание покупателей и изобретают всевозможные бонусы. «Ослабление рубля на 10–15% — очень хороший сигнал для зарубежных производителей с локализацией производства на территории России. — считает депутат. — Это означает, что все больше комплектующих будет изготавливаться у нас».

Новые рынки

В таких условиях сложно однозначно оценить перспективы отечественного автопрома. Однако уже понятно, какие шаги надо предпринимать, если мы хотим реанимировать отрасль. «Прежде всего необходимо поощрять расширение собственной компонентной базы, — уверен Владимир Гутенев. — Параллельно государство должно убирать административные препоны в малом и среднем бизнесе, приближая ставку кредитования к нулевой».

Народный избранник отмечает, что приход в Россию Renault и Nissan не вызвал кардинальной перекройки лоскутного одеяла поставщиков — отечественные производители автокомпонентов все еще способны справиться с этой задачей. По его сведениям, «АвтоВАЗ» пока не планирует закупать их за рубежом, а также намерен решить кадровые проблемы за счет переобучения, а не тотального сокращения, как предполагалось ранее.

Еще одна хорошая новость: при общем спаде выпуска некоторые модели Lada, напротив, демонстрируют завидные показатели. К примеру, Lada Largus — самый популярный универсал в России. В I квартале этого года Largus продавался в полтора раза лучше, чем в тот же период в 2013-м. Параллельно немного подрос и экспортный потенциал нашего автопрома. Самые благоприятные перспективы у грузовых автомобилей марки «КамАЗ». 10 золотых наград марафона «Дакар» за последние 15 лет и кооперация с зарубежными производителями автокомпонентов делают свое дело. Особенно востребованы наши грузовики в Латинской Америке. Вообще, по данным пресс-службы компании, с 2009 года экспортная доля предприятия постоянно растет. Программой стратегического развития компании намечено в 2015 году довести экспортную долю в продажах до 20%, а в 2020-м — до 30%. Кроме того, «КамАЗ» имеет сборочные предприятия во Вьетнаме, Иране, Казахстане, Пакистане и Индии.

По прогнозам независимого инвестиционного стратега Кирилла Акифьева, в ближайшее время около десяти стран африканского и латиноамериканского континентов проявят серьезную заинтересованность в продукции российского автопрома. «Это наш новый рынок сбыта еще как минимум на 20 лет вперед, — полагает эксперт. — После цикла прямых продаж и поставок начнется процесс переноса производства и экспорта технологий, в результате чего российские предприятия заработают еще свыше 150 млрд рублей в течение семи лет».

Восток–Запад

Следует отметить, что во времена советского автопрома за рубежом осуществлялось до 15% всех продаж, что с учетом размеров внутреннего рынка было немало. «Надо сказать, изначально советские автомобили, в первую очередь «Москвичи», хорошо шли на экспорт, и не только в развивающиеся страны, но и в Европу, — рассказывает Евгений Багдасаров, автомобильный эксперт, руководитель проекта supercar.ru. — Тем более что машины, предназначенные для экспорта, собирали более качественно. Были, например, компании, которые доделывали идущие за границу советские автомобили, превращали ВАЗ-2108 в кабриолет, оснащали «Волги» дизелями «Инденор-Пежо».

Однако время не сыграло на руку советскому автопрому — догнать и перегнать иностранных конкурентов так и не получалось. В СССР не было такой самобытной конструкторской школы, как, например, в Чехословакии. Заводы «ГАЗ», «АвтоВАЗ», «Москвич» выросли из лицензионных производств. Но некоторые наши автомобили все-таки отметились в истории: «Победа» с очень современным для того времени кузовом, внедорожник ГАЗ-72 на ее базе, дизайн 21-й «Волги», семейство «Лада Самара», разработанное в кооперации с Porsche. В Японии до сих пор, к примеру, есть и любители уазика-«буханки». Любят УАЗы в Италии — их владельцев называют «уаззари». «И все-таки любовь европейцев к российскому автопрому — сродни любви японцев к Чебурашке, — отмечает Евгений Багдасаров. — Странные и редкие автомобили интересно коллекционировать».

Впрочем, для того чтобы понравиться своему будущему владельцу, автомобиль необязательно должен быть современным и комфортным, иногда подкупает его исключительность, его богатая история. Тот же Land Rover только сейчас решил снять с производства внедорожник Defender, который с небольшими изменениями выпускается уже более полувека — ни подушек безопасности, ни эргономики в привычном смысле этого слова.

Так и в нашем случае: несмотря на насмешки ведущего известной британской программы Top Gear Джеймса Мея, который навесил на «Ниву» нелестный ярлык «Лада Гага», то есть «Нелепая Лада», русская полноприводная «красавица», одно из самых самобытных и впечатляющих творений тольяттинского автозавода, по-прежнему вдохновляет десятки онлайн-сообществ автолюбителей по всему миру. Самые многочисленные — в Германии, где, по статистике компании Kraftfahrt-Bundesamt за 2012 год, насчитывается 23 тыс. зарегистрированных автомобилей «Лада 4 × 4», в Испании, по неофициальным данным, их около 50 тыс. Любят «Ниву» и в горной Австрии, и в тропической Бразилии, и в жарких Эмиратах — знатоки считают ее лучшим автомобилем для пустыни.

Да и условия кризиса заставляют европейцев присматриваться к компактному и дешевому российскому внедорожнику, созданному для сильных духом мужчин. С 2008 года автомобиль 4х4 с «местным» названием Taiga показывает стабильный рост продаж в Восточной Германии, а в прошлом году в предпочтениях немецких покупателей опередил даже новый Range Rover. Пусть счет идет на десятки купленных машин, но все равно это — прецедент!

Истории любви

22-летний Стивен де Вильде из бельгийского Ранста приобрел свою «Ниву» 1988 года выпуска пару лет назад в Голландии, а мечтал о ней десять лет — еще с детства, увидев наш внедорожник на какой-то ферме. Это была любовь с первого взгляда. Друзья из клуба Niva friends помогли с ремонтом и тюнингом, но со временем Стив сам овладел премудростями автомеханики и чинит «Ниву» в одиночку, с трудом выписывая запчасти из Украины. Окружающие часто подшучивают над его увлечением, и в то же время старожилы любят вспоминать, что когда-то чуть ли не на каждой ферме было по «Ладе».

Кстати, в Бельгии ежегодно проходит несколько фестивалей «4х4». Крупнейший саммит европейских поклонников «Нивы» традиционно организуют в парке «Маммут» в немецкой Саксонии, в котором есть где развернуться и погонять по бездорожью. «Мне трудно объяснить, почему я так люблю свою машину, — говорит Стив. — Правда, она часто ломается, ржавеет каждую секунду... Но она — настоящая».

Испанскому автодилеру с экзотическим баскским именем Чомин Ксуберу — 44 года, и с конца 1980-х он сменил аж семь «Нив», с каждой из которых пускался во все тяжкие, учитывая окружающий горный ландшафт. Его рассказ о первой встрече с «Нивой» тоже напоминает любовный роман: он бежал за ней, пока она не остановилась. А потом взял немыслимый для него, тогда еще подростка, кредит в банке, чтобы купить именно эту машину. «Это лучший внедорожник по соотношению цена–качество. И он просто создан для любителей экстремального вождения и приключений, — утверждает сеньор Ксуберу. Если бы «АвтоВАЗ» поработал над «Нивой»: разработал бы новые бензиновый, дизельный двигатели как минимум от 90 лошадиных сил, использовал бы более современные материалы внутри салона, подогнал бы машину под современные европейские стандарты — ей бы не было цены». Надо учитывать, что за 20 лет все-таки многое изменилось, и сейчас «Ладе 4х4», по мнению иностранных автолюбителей, все трудней хоть как-то соответствовать — в первую очередь европейским стандартам безопасности.

Вот, новый поворот

Что же делать российскому автопрому? Ограничиться сборкой автомобилей других, более успешных международных концернов? Или модернизировать успешные старые марки и выводить их на технологически более совершенный уровень? А может, сконцентрировать свое внимание на выпуске концептуально новых решений наподобие нашумевшего еще до своего выхода в свет электрокара «Лада Эллада»?

Депутат Владимир Гутенев убежден, что эпоха электромобилей в России еще не наступила, но это не главное. «Консервативный потребительский рынок, дорогое обслуживание, климатические условия, неясность с тарифами на оплату потребляемой электроэнергии — все это пока не способствует популярности электромобилей, — считает он. — Но это не значит, что наши конструкторские бюро не должны работать над экспериментальными моделями. Важно продолжать движение».

В то же время история дает шанс на возрождение старых марок. По имеющейся информации, в самое ближайшее время «АвтоВАЗ» представит, на радость зарубежным и российским фанатам, и модифицированную «Ниву М3». Обновят все панели в салоне, сохранив исходную комбинацию приборов. Появятся кондиционер, электростеклоподъемники, наружные зеркала с подогревом и электроприводом, блокировка дверей и даже (о, неслыханная для отечественного автопрома роскошь!) подогрев сидений. «У М3 будет новый мотор — от «Приоры». Этот мотор дефорсирован с 90 лошадиных сил до примерно 83. Это столько же, сколько снимается с нынешнего архаичного двигателя объемом 1,7, но с существенно иной характеристикой крутящего момента, — считает автомобильный эксперт Сергей Цыганов. — Утверждают, что 95% тяги будет доступно уже с 1 500 оборотов. Это как раз то, что нужно внедорожнику».

В конце 2016 года, как сообщает пресс-служба «АвтоВАЗа», также планируется рестайлинг седана и хетчбэка Lada Granta. Ближе к 2017-му будут обновлены Lada Kalina и Lada Largus. Отечественный автогигант обещает запустить в производство и пять совершенно новых моделей — седан и хетчбэк Lada, «высокий хетчбэк» и полноприводный кроссовер компактного В-класса, а также кроссовер и седан класса С. Ждем...

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности