Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Умные дороги, вежливые светофоры

Интеллектуальные транспортные системы борются с пробками, обеспечивают безопасность и воспитывают культуру вождения
0
Умные дороги, вежливые светофоры
Фото: kazanfirst.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

По статистике наиболее распространенные причины автомобильных пробок — неудачно спроектированные дороги, имеющие резкие сужения и изгибы, аварии, ремонтные работы на полотне, плохие погодные условия. В России к этим факторам можно добавить еще и дефицит дорожной сети.

Но вот что интересно, рекордсменами по пробкам как раз являются мегаполисы с развитой транспортной инфраструктурой. Например, Пекин, где заторы нередко растягиваются на сотни километров.

Правильный посредник

Современные многоуровневые развязки и оборудованные трассы в столице Китая появились после Олимпиады 2008 года. Обрадованные такими переменами жители пересели с двухколесного транспорта, который до этого был самым распространенным в Поднебесной, в автомобили. Экономические показатели региона после этого резко пошли в гору, и тут же выяснилось, что «олимпийское наследие» на такое количество машин не рассчитано. Но назад пути уже не было. Даже рекордные по мировым масштабам пробки не могли заставить китайцев поменять «железного коня» обратно на велосипед или мопед.

С похожими проблемами в свое время столкнулись многие мегаполисы Юго-Восточной Азии: Сеул, Гонконг, Сингапур. Решить проблему пробок им помогли интеллектуальные транспортные системы (ИТС).

«ИТС — это сложная система взаимодействия между всеми участниками дорожного движения, — объясняет Султан Жанказиев, заместитель директора технического комитета по стандартизации «Интеллектуальные транспортные системы», заведующий кафедрой безопасности дорожного движения Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). — Она дает возможность оперативно проводить мониторинг ситуации на дороге и выполнять огромное количество задач, которые нередко конфликтуют между собой». ИТС включает в себя целый комплекс системных проектов в современном автомобилестроении. Условно их можно разбить на сервисы, предназначенные для водителей, пассажиров, общественного транспорта и властей.

ИТС — для водителей…

К первым относятся системы автомобильной информации и связи. В Токио еще двадцать лет назад были установлены придорожные датчики и маяки, а водители в онлайн-режиме могли получать данные о трафике и маршруты объездных путей. Многофункциональные транспортные порталы, где круглосуточно идет трансляция с уличных камер, есть в Гонконге и корейском Инчхоне.

К сервисам для водителей относят также динамические дорожные указатели и табло, которые информируют водителя о плохих погодных условиях, загруженности на дороге. Обычно эти знаки работают на светодиодах и подключены к запасным генераторам, благодаря чему могут функционировать даже в случае энергетического коллапса.

Во многих европейских городах работает система помощи при парковке, которая не только выдает информацию о наличии свободных мест, но и подсказывает адреса ближайших стоянок. Наконец, чтобы оплатить проезд по платной дороге, водителям из Австралии и Юго-Восточной Азии не обязательно пользоваться услугами паркомата и тем более — стоять в очередях. На многих трассах установлены камеры, которые фотографируют номер машины. Плата за проезд списывается с кредитной карты ее владельца, проверить баланс и настроить подходящий режим оплаты можно на специальном сайте.

Для властей такие системы тоже незаменимы. «С помощью интеллектуальных транспортных систем возможно все, — утверждает Жозеф А. Жако, председатель совета директоров и комитета по ИТС Международной дорожной федерации. — В 45 странах ИТС помогают осуществлять весовой контроль. Во время прошлого визита я проезжал по одной из современных магистралей в Подмосковье. Сегодня состояние полотна оставляет желать лучшего. А ведь прошел всего лишь год». В Европе, приводит пример Жозеф А. Жако, это невозможно. Большегрузы ездят по специальным платным дорогам, а если водитель решит сэкономить и поедет по обычной трассе, владельцу компании-перевозчика придет солидный штраф. Не так давно датчики весового контроля обнаружили на одной из дорог, рассчитанных на пассажирский и легковой транспорт, 85-тонный грузовик. Само собой, фура была из Восточной Европы.

Кроме того, ИТС помогают выявить неправильно припаркованные автомобили, провести быструю эвакуацию пострадавших в случае ДТП и оперативно перепрограммировать светофоры, чтобы разгрузить переполненные трассы. Так, в Гонконге из нескольких близко расположенных пересечений дорог часто делают «зеленую улицу», чтобы поток, свободно миновав один перекресток, не задерживался на соседнем.

…и пассажиров

ИТС для пассажиров — это прежде всего терминалы, которые собирают и оперативно передают на интерактивные экраны информацию о движении общественного транспорта. В Сеуле создано бесплатное автобусное приложение для iPhone. В английском Лестере узнать о причинах задержки автобуса можно, отправив SMS-запрос. В некоторых странах работают бесплатные горячие линии, где пассажир может выяснить точное время ожидания автобуса или трамвая. Если вы обратили внимание, табло с информацией о движении общественного транспорта появились и на столичных остановках.

Специальные сервисы разработаны и для пешеходов. В Сингапуре пожилой человек едва ли будет рисковать жизнью, пытаясь перебежать оживленную трассу. Достаточно поднести смарт-карту (аналог нашей социальной карты) к считывателю светофора — и зеленый свет будет гореть ровно столько, сколько требуется маломобильному человеку, чтобы добраться до тротуара на противоположной стороне дороги.

Взимает штрафы и воспитывает

«Умной» или инновационной трассой в Международной дорожной федерации принято называть такую дорогу, где присутствуют все описанные выше сервисы. И таких в Европе и Азии уже немало. «Но в России в чистом виде пока нет ни одной, — считает Султан Жанказиев. — Есть только системы, которые при определенной доработке могут претендовать на то, чтобы стать проектом ИТС». Одним из наиболее удачных из частично запущенных проектов эксперт считает кольцевую дорогу в Санкт-Петербурге. Инновационные технологии здесь применялись начиная с этапа проектирования. Прежде чем приступить к строительству трассы, получили трехмерную модель местности, что позволяет сразу решить проблему дальнейшей эксплуатации, ремонта и реконструкции магистрали. Планируется, что на всем протяжении дорога будет оснащена датчиками температуры и движения, информационными табло, метео­станциями.

Еще один успешный проект реализован в Казани во время подготовки к Универсиаде, в результате чего удалось развести на центральных магистралях различные транспортные потоки. А пробок с прошлого года в Казани стало гораздо меньше.

Следующая «умная дорога», возможно, появится в Москве. Проект, экспертом которого выступила компания «Роснано», сейчас находится на рассмотрении в правительстве столицы. Инновационная трасса будет проложена в Юго-Восточном округе — одном из самых проблемных с точки зрения транспортной нагрузки.

Пока же в столице успешно реализуются только коммерциализированные системы, которые обеспечивают возврат средств в бюджет города: «Паркон», видеофиксация нарушений Правил дорожного движения. «Из-за этого многие россияне воспринимают ИТС негативно, как систему, преследующую исключительно фискальные цели», — подчеркнул Илья Барский, генеральный директор компании «Симикон». Возглавляемая им компания как раз выпускает автоматические средства контроля, позволяющие распознать номер автомобиля, установить его скоростной режим, выезд на встречку и так далее. «Главная цель таких устройств — обеспечение безопасности и оптимизация транспортного потока», — отмечает эксперт, стараясь реабилитировать ИТС. «Такие системы необходимы, особенно в Москве, где часто нарушают ПДД, да и вообще правила городского сосуществования, — отчасти согласен с ним Султан Жанказиев. — Но эти сервисы не обеспечивают интеллектуальную составляющую ИТС».

Ставка — на отечественнное

По мнению Жанказиева, развивать ИТС в России необходимо силами отечественных инновационных компаний: «ИТС только наполовину могут поставляться из-за рубежа как коробочные решения, а остальное надо делать самим — взрастить персонал, научить правильно думать заказчика, создать нормотворческую базу». Еще один важный момент — создание системы контроля. «Принято думать, что ИТС — это некий штаб и система, которая устраняет проблемы, — поясняет он. — Но это не так. Если система работает честно, то в ней всегда присутствуют индикаторы оценки эффективности принятых решений. И в России с этим проблемы, потому что все понимают, что, как только появятся такие критерии, кому-то нужно будет нести ответственность».

«Интеллектуальные транспортные системы неизбежно будут развиваться, — убежден Валерий Зубов, член комитета Госдумы по транспорту. — Мы же не принимаем законы для того, чтобы поезда ходили без опозданий, перевозчик сам в этом заинтересован. Так и здесь — по моему опыту, мы не так уж и сильно отстаем от западных стран». По мнению депутата, в России с каждым днем все больше появляется специальных сервисов, которые помогают бороться с пробками и обеспечивают безопасность участников дорожного движения.

В любом случае, убеждены большинство экспертов, вектор для развития ИТС в нашей стране на начальном этапе выбран правильно. А это значит, что самые смелые ожидания могут увенчаться успехом, причем в краткосрочной перспективе. Но для этого свои усилия должны скоординировать шесть заинтересованных в этом проекте ведомств. И если раньше министерства, особенно силовые, выступали категорически против применения «спецустройств», то сейчас все понимают: инновационные проекты вроде ИТС — это билет в один конец. Стоит к ним привыкнуть — и никто не хочет возвращаться назад. Как и пересаживаться из автомобиля на лошадь и велосипед.

Комментарии
Прямой эфир