Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир

Режиссер «Артиста» снял фильм о чеченской войне

Премьера картины Мишеля Хазанавичуса «Поиск» прошла на Каннском фестивале
0
Режиссер «Артиста» снял фильм о чеченской войне
Фото: REUTERS/Yves Herman
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Главным событием восьмого дня Каннского кинофестиваля стала премьера фильма «Поиск» Мишеля Хазанавичуса — вольного римейка одноименной американской картины 1948 года.

О том, что режиссер «Артиста» собирается снимать фильм о чеченской войне, стало известно еще в январе 2013-го, но детали не афишировались. Понятно было одно: ни на «Артиста», ни на прошлые фильмы Хазанавичуса про агента 117 новая картина похожа не будет.

И действительно, в «Поиске» Хазанавичус предстал совсем в новом качестве. Как утверждает продюсер фильма Томас Лангманн, с «Артистом» новый фильм объединяет одно: в обоих случаях режиссер делает всё вопреки законам рынка. По этим законам немая, черно-белая картина просто обязана была провалиться, однако «Артист» собирает не только ворох призов, но и внушительную кассу по всему миру.

— В «Поиске» Мишель делает еще более страшную вещь, — говорит Лангман, — фильм идет на нескольких языках, а это для проката еще хуже, чем черно-белый и немой.

С экрана звучит русская, чеченская, английская и французская речь, но это полностью оправдано сюжетом. Действие картины разворачивается осенью 1999-го, во время второй чеченской кампании. Девятилетний мальчик Хаджи (Абдул-Халим Мамацуев) после смерти родителей берет маленького брата и бегством спасается из деревни. Сестра, которую он считает погибшей, отправляется на поиск братьев. Параллельно развивается еще одна история: русского парня из Перми по имени Коля (Максим Емельянов) отправляют в Чечню. Коле — 19, и страшный военный опыт заставляет его не просто быстро взрослеть, но и терять человеческие черты.

Режиссер «Артиста» снял фильм о чеченской войне

Вполне возможно, с внутренним миром Хаджи произошли бы еще более чудовищные метаморфозы, но он встречает француженку Кароль (Беренис Бежо) из международного комитета по правам человека, которой удается, пусть и не сразу, вернуть мальчика в нормальное состояние духа.

На пресс-конференции Хазанавичус рассказал, что давно хотел снять фильм про Чечню, поскольку в этой войне, с его точки зрения, как в капле, отразились все вооруженные конфликты последних десятилетий. В отличие от Первой и Второй Мировых, в новейших локальных войнах около 80% потерь — это мирное население.

Режиссер подчеркивает, что в его картине отсутствует политический аспект: он снимает кино про то, что происходит на войне с душой человека. Однако понятное желание уйти от политической конкретики и достичь таким образом нового уровня обобщения в случае с «Поиском» поворачивается и обратной стороной.

Хазанавичус не дает никакого исторического, политического контекста, и в результате события оказываются как бы подвешенными в безвоздушном пространстве. Все чеченцы, которые есть в фильме, это бедные (в смысле — малоимущие) люди, в основном — женщины и дети, а немногие мужчины занимаются тем, что помогают женщинам и детям спасаться. При этом в картине очень много трупов русских солдат — кто их при таком раскладе убил, остается загадкой.

Зато во всем, что касается армейской службы или работы в миссиях Красного Креста и Комитета по правам человека, режиссер не скупится на конкретику и детали, порой предельно жесткие. Военные в его фильме говорят на чистом русском, и говорят так, как действительно разговаривают на войне — то есть с обильным использованием ненормативной, изгнанной законом о мате с российских экранов, лексики.

Международные миссии — отдельная тема: по большом счету «Поиск» — все-таки не о войне в далекой от Франции Чечне, а о ситуации в близкой режиссеру Европе. По Хазанавичусу, сытые, благополучные европейцы, равно как и призванные хранить мир во всем мире организации в значительной степени лишь делают вид, что им не всё равно. На самом деле чужие беды давно перестали их волновать. Именно поэтому Кароль, героиня Беренис Бежо, бьется со своим начальством, пытаясь сделать так, чтобы ее миссия в Чечне не стала пустой отпиской.

Ее старшая коллега-американка (в этой роли снялась голливудская звезда Аннет Бенинг) прекрасно понимает всю тщетность этих усилий и пытается объяснить Кароль, что лишь «малыми» делами, а не риторикой, можно что-то изменить. И действительно, выступление Кароль перед Европарламентом в Брюсселе, когда во время ее речи кто-то спит, кто-то болтает, кто-то явно задумался о своем, в концепции фильма вещь куда менее важная, чем то, что героине удалось вернуть к жизни чеченского мальчика.

Хазанавичус снимает фильм о том, что мир держится только на неравнодушных людях, пусть их и абсолютное меньшинство. И сам он явно относится к этому меньшинству. Режиссер, для которого после «Артиста» с его бесчисленными «Оскарами» (включая главный, за лучший фильм) открывались любые возможности, в том числе и выгодных голливудских контрактов, предпочел рассказать историю из жизни далекой от него страны — просто потому, что эта история его давно волнует. За это «Поиску» можно простить затянутость, рыхлость, односторонность в подходах и досадные неточности, которые мог бы устранить любой профессиональный консультант.

Фильм снимали в Грузии, где есть целые чеченские деревни, там же нашли исполнителей на роли мальчика и его сестры. А вот актера на роль солдата Коли Хазанавичус искал в Москве и говорит, что был поражен высочайшим уровнем российских молодых актеров. Из наших звезд в фильме есть только Юрий Цурило в роли садиста-полковника. Но это, пожалуй, самый неубедительный образ. 

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир