«Аэрофлот» решит судьбу топ-менеджера после вердикта следствия
Руководство ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» намерено дождаться результатов расследования уголовного дела против замгендиректора по производству Андрея Калмыкова, подозреваемого в злоупотреблении полномочиями, а затем уже решать вопрос о его дальнейшей судьбе и мерах по возмещению причиненного компании ущерба. Пока в деле фигурирует сумма 78 млн рублей, которую государство недополучило в 2011 году по сделке о продаже «Аэрофлотом» пакетов билетов туристическому холдингу «Санрайз-тур», принадлежащему близким родственникам Калмыкова.
Утром 18 июня сотрудники Следственного комитета и оперативники МВД нагрянули в офис «Аэрофлота» на Арбате. Они прошли в служебный кабинет замгендиректора компании Андрея Калмыкова, где предъявили ему постановление на обыск в рамках возбужденного против него уголовного дела по ст. 201 УК («Злоупотребление полномочиями»). Поводом для этого стали материалы финансово-хозяйственной проверки Счетной палатой авиаперевозчика за 2010–2012 годы.
По версии следствия, которое ведет Московское межрегиональное следственное управление на транспорте, Калмыков, пользуясь своим служебным положением, оказывал протекцию группе туристических компаний «Санрайз-тур», принадлежащей его супруге и матери.
Например, 15 марта 2011 года при участии Андрея Калмыкова ОАО «Аэрофлот» заключил договор о продаже блочных перевозок с «Санрайз-тур групп» почти на 86 тыс. мест по популярному маршруту Москва–Анталья–Москва на сезон лето-2011. Цена одного места в экономклассе составила $211.
— Как выяснилось, 10 марта другая крупная туркомпания «Тез Тур» готова была выкупить 46 тыс. мест на этом же направлении по цене $320. Только на этой сделке государство в лице «Аэрофлота» потеряло более 78 млн рублей, — сообщили «Известиям» в СКР.
Когда следователи собрали все необходимые документы, они уехали из офиса «Аэрофлота». Задерживать Андрея Калмыкова не стали, он пока остается по уголовному делу подозреваемым.
Согласно базе данных СПАРК, с момента основания группы компаний
«Санрайз-тур» в 2006 году Калмыков действительно был ее единоличным владельцем, однако в
2007 году он ввел в число совладельцев своих родственников, оставив себе
долю в 50%.
Представители ОАО «Аэрофлот» осторожно комментируют ситуацию вокруг уголовного дела против одного из топ-менеджеров компании.
— Существуют элементарные процессуальные нормы, сейчас проходят следственные действия, по результатам которых «Аэрофлот» будет принимать решение по Андрею Калмыкову, — сообщили «Известиям» в пресс-службе компании.
Между тем еще в начале 2012 года, когда в прессе появилась волна компромата на Калмыкова по ситуации вокруг лоббирования интересов «Санрайз-тур», эта тема обсуждалась на совете директоров
компании. Независимый член совета директоров «Аэрофлота» Сергей
Алексашенко тогда инициировал проверку этих
фактов, но никаких нарушений в действиях Калмыкова ревизоры не обнаружили.
— Эта история для нас не стала сюрпризом, потому что мы ее проверяли. В «Аэрофлоте» существует процедура продажи блока мест, и в случае, о котором идет речь, всё было сделано в рамках этой процедуры. Сам Калмыков лично никаких решений по сделке и цене не принимал и как директор был обязан лишь подписать контракт, — рассказал «Известиям» Сергей Алексашенко. — Насколько я помню, итоги по заявкам и ценам были подведены тендерной комиссией 10 марта и только после этого от «Тез-тура» пришло предложение по более высокой цене. Что касается самой сделки, то для «Аэрофлота» она была удачной, потому что был продан сразу большой пакет на весь сезон.
Напомним, что неприятности и шлейф подозрений в лоббировании семейного бизнеса за Калмыковым тянутся с момента его появления в «Аэрофлоте» в апреле 2010 года. Крупные игроки туристического рынка обвиняли его в том, что при нем «Аэрофлот» создал преференции только группе компаний «Санрайз-тур», продавая ей пакеты билетов по заведомо невыгодным для себя условиям, а также фактически прекратил выставлять на открытые торги билетные пакеты на наиболее массовые и популярные направления — Турция, Египет, Таиланд, ОАЭ, Европа.
В феврале 2012 года даже появились сообщения о том, что «Аэрофлот» собирается купить туроператора «Санрайз-тур», но переговоры сорвались из-за аудиторских проверок авиакомпании. Поводом для этого стала жалоба сотрудников турфирмы «Ланта-тур», которые фактически обвинили коммерческого директора «Аэрофлота» Андрея Калмыкова в своих финансовых проблемах. Якобы именно из-за его связи с «Санрайзом» он отключил «Ланту-тур» от системы бронирования авиабилетов «Аэрофлота», что привело к дефициту оборотных средств и стало причиной коллапса компании.
Один из высокопоставленных сотрудников «Аэрофлота» рассказал, что к Калмыкову в компании также относятся неоднозначно. Отчасти это связано с тем, что он не был членом команды нового гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева.
— Его привел министр транспорта Игорь Левитин. Будучи председателем совета директоров, он буквально продавил его назначение на место прежнего коммерческого директора Сергея Обрывалина, — пояснил собеседник издания. — Он всегда существовал автономно, в рамках своей team (англ. команда. — «Известия»).
По его словам, несмотря на то что Калмыков делал определенный результат — увеличивал пассажиропоток и давал для «Аэрофлота» неплохие финансовые результаты, к нему, как к человеку Левитина, в компании относятся достаточно напряженно.
— Также коллеги Калмыкова считают, что он тесно завязан с турецким турбизнесом и международной группой компаний «Пегас Туристик». Он долго жил в этой стране, хорошо владеет турецким языком, якобы даже имеет паспорт гражданина Турции, и ему здесь принадлежит сеть престижных отелей, — рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в «Аэрофлоте».
По его словам, еще в декабре 2012 года следователи впервые обращались к руководству «Аэрофлота» с рекомендацией уволить Калмыкова.
— Они сказали, что ведут следственные действия по Калмыкову, и просили отстранить его от должности. Савельев переговорил с Калмыковым, предложил ему уйти, но тот категорически отказался, сославшись на незаконность обвинений и отсутствие у следствия каких-либо доказательств. С ним затем даже говорил на тему ухода председатель совета директоров «Аэрофлота» Кирилл Андросов и тоже получил отказ, — рассказал собеседник издания.
Он пояснил, что в декабре 2012 года Калмыков хоть и не ушел сам с должности, но тогда у него отняли коммерческое направление. Он был назначен заместителем гендиректора «Аэрофлота», директором по производству, и формально курировал наземные службы, центр управления полетами.
Собеседник «Известий» в «Аэрофлоте» сомневается в том, что в нынешней ситуации Калмыков добровольно покинет свой пост.
— Его нужно знать. Это довольно жесткий бизнесмен образца 1990-х годов, который уверен в своих позициях и считает, что у следствия против него ничего нет, — пояснил собеседник.
Сам Андрей Калмыков отказался прокомментировать «Известиям» ситуацию с возбуждением против него уголовного дела.