Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США впервые с начала конфликта прекратили поставки боеприпасов Израилю
Мир
Президент Швейцарии заявила об отсутствии планов поставлять оружие Украине
Политика
Лавров призвал мировое сообщество сплотиться против фашизма
Общество
Казанскую икону передали в храм Христа Спасителя для начала крестного хода
Политика
Лавров исключил раскаяние Кэмерона за оправдание ударов по РФ
Мир
В МИД Турции заявили об угрозе новых войн без решения вопроса по Газе
Армия
Российские штурмовики выбили ВСУ с позиций и заняли важный укрепрайон
Мир
Си Цзиньпин заявил о намерении совместно с Францией искать решение украинского кризиса
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в подконтрольном Киеву Запорожье
Мир
Пожар на заводе Diehl в Берлине не смогли потушить за три дня
Мир
В конгрессе раскритиковали Байдена за прекращение поставок боеприпасов Израилю
Мир
Лавров не знает, с кем сейчас можно провести переговоры по Украине
Мир
В Палестине рассказали о последствиях израильских ограничительных мер
Мир
СМИ узнали о планах Финляндии построить завод по производству тротила
Мир
Латвийская ж/д компания запросила сейм об исключении из запрета на торговлю с РФ и РБ
Политика
Лавров указал на партийное единодушие в США по отношению к РФ и КНР
Спорт
Теннисист Рублев стал победителем турнира серии «Мастерс» в Мадриде

Золотые метаморфозы Сулеймана Керимова

Журналист Александр Бирман — о том, для чего олигархи опять сливают активы
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сделка по продаже Михаилом Прохоровым его доли в компании «Полюс Золото» едва ли станет сделкой года. Затребованные с покупателей $3,6 млрд — давно уже не баснословная сумма для российского рынка слияний и поглощений. Но, как это ни парадоксально, мы вполне можем говорить о «сделке десятилетия», если ее инициатор Сулейман Керимов действительно (как о том пишет деловая пресса) собирается объединить «Полюс» с «Полиметаллом», а потом — и с имеющим практически тех же ключевых акционеров «Уралкалием» и создать отечественный аналог BHP Billiton.

Эпохальность в данном случае подразумевается не только масштабом этих весьма вероятных корпоративных преобразований. Не менее примечательна смена «олигархической» парадигмы. До сих пор крупнейшие российские собственники объединяли свои и чужие активы либо для того, чтобы затем продать их какой-нибудь транснациональной корпорации, либо (что происходило чаще) — какому-нибудь госконцерну. Исключением являлся разве что «Русал». Но, во-первых, Олег Дерипаска начал играть в алюминиевую монополию еще до эпохи «равноудаления». А во-вторых, и он «оскоромился», когда в начале 2010 года в «русаловском» IPO поучаствовал Внешэкономбанк. 

Вообще во время кризиса желание отечественных промышленников «национализировать убытки» было настолько сильно, что даже возглавлявший в ту пору правительство Владимир Путин посетовал по поводу утраты многими «предпринимательского духа». И, кстати, как раз тогда впервые речь зашла о создании местного «клона» BHP Billiton, и тоже не без госучастия. Поскольку чуть ли не основной целью, ради которой готовился этот горно-металлургический «суп», было погашение многомиллиардных долгов лидеров отрасли. Эти долги авторы «рецепта» — Владимир Потанин, Олег Дерипаска и Алишер Усманов — и предлагали конвертировать в акции, передаваемые государству.

После упомянутого заявления Путина соответствующие планы так и остались планами. Однако идея, похоже, надолго овладела умами как самих магнатов, так и их «серых кардиналов».

Слишком уж симптоматична последовательность. В 2009 году русский аналог BHP Billiton собирались создать на базе «Норильского никеля», чьим советом директоров руководил в тот момент экс-глава президентской администрации Александр Волошин. В процессе обсуждения (так, повторимся, ничем и не закончившимся) гендиректор «Норникеля» Владимир Стржалковский высказывает предположение, что его компании целесообразнее объединяться с «Уралкалием», нежели, например, с усмановским «Металлоинвестом». В июне 2010-го крупнейшим акционером «Уралкалия» становится Сулейман Керимов, и Волошин принимает его предложение возглавить совет директоров этого производителя минудобрений. А спустя пару лет тема «русского BHP Billiton» вновь актуализируется, когда СМИ впервые узнают о намерении Керимова выкупить прохоровскую долю в «Полюсе».

При этом Прохоров вроде как действовал в одной из двух старых парадигм, подыскивая (как оказалось, безрезультатно) для своего «драгоценного» актива западного стратегического инвестора. Керимов этот путь для себя закрыл — «Полюс», объединенный с «Полиметаллом», то есть главные золотоносные месторождения России, передать в руки иностранцев никто не даст. А если дадут, значит, ситуация с национальным суверенитетом опять будет аховая и компания уйдет за копейки.

Вариант с «бархатной национализацией» тоже не просматривается. И не столько из-за декларируемого снижения доли государства в экономике, сколько из-за отсутствия в отрасли богатых госкомпаний вроде «Газпрома» или «Роснефти» в ТЭКе. Наоборот, более вероятно, что на каком-то этапе «позолоченный» «Уралкалий» примет участие в приватизации «Алросы» или в распродаже каких-то непрофильных активов «Ростехнологий».

Иными словами, Сулейман Керимов, до сих пор специализировавшийся на краткосрочных инвестициях в «ситуации» (именно в такую схему укладывались покупки «Носта», «Главмосстроя», пакетов Бинбанка, Банка Москвы, «Ростелекома») или «портфельном» присутствии в капитале госбанков и госкомпаний («Газпрома», Сбербанка, ВТБ), меняет амплуа и переквалифицируется из переупаковщика активов в создателя полноценной бизнес-империи. Точно сказать, чем обусловлена такая метаморфоза, сложно. Но применительно к Керимову меньше всего справедливы предположения о потере чутья или неспособности просчитать все риски, прежде всего — политические. Как раз, скорее всего, верно обратное: раз уж он решил сыграть «в долгую», значит, обладает достаточно железобетонным инсайдом для такой игры.

То ли в не столь отдаленной перспективе вновь может встать вопрос об объединении «Уралкалия» (на сей раз усиленного золотодобывающими, а то и алмазодобывающими активами) с «Норникелем». То ли Керимову как бизнесмену, весьма близкому к нынешнему премьеру, отводится роль строителя запасного аэродрома для главы правительства.

Но кого бы из отечественной «золотой сотни» Керимов ни привлек в партнеры и кто бы из обитателей  политического Олимпа ни возглавил «русскую BHP Billiton», вряд ли имеет смысл сетовать (или наоборот — ликовать) по поводу «олигархического реванша» и появления нового «национального достояния», на которое предстоит работать всей стране. Ведь одновременно критически важные для горнорудного бизнеса энергетические мощности переходят в руки отнюдь не «полярников». А у Дерипаски, едва ли не единственного потенциального участника гипотетических мегаслияний, который обладает изрядным запасом энергогенераций, как раз сейчас обострились взаимоотношнения с правоохранительными органами. Похоже, в отделении металлургических «мух» от энергетических «котлет» и заключается необходимое и достаточное условие реализации амбициозных керимовских планов.  

Комментарии
Прямой эфир