Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Правительство Турции усилило меры безопасности на фоне переговоров РФ и Украины
Мир
Израиль согласился возобновить доставку гуманитарной помощи в Газу
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили два БПЛА ВСУ над территорией РФ
Армия
Экипаж танка ВС РФ уничтожил командный пункт ВСУ на красноармейском направлении
Мир
Путин провел совещание по подготовке предстоящих переговоров с Киевом
Общество
Премьер-министр Малайзии отметил величие Красной площади после прогулки по Москве
Экономика
Объем продаж в онлайн-торговле снизился в два раза из-за сбоев в интернете
Мир
Китай заявил о готовности военных углублять стратегическое взаимодоверие с РФ
Общество
ФСБ задержала 57 администраторов каналов и чатов Telegram с контентом о терроризме
Мир
Рютте призвал НАТО развивать оборонную промышленность на фоне успехов России
Мир
Сийярто призвал Брюссель не мешать переговорам между РФ и Украиной в Стамбуле
Мир
В «Росатоме» рассказали о строительстве АЭС в Киргизии
Мир
Аксенов призвал не относиться серьезно к мнению стран Запада по Крыму
Культура
В МХТ им. Чехова поставили спектакль в жанре «народная сказка для взрослых»
Общество
Сотрудники издательства Individuum были задержаны на фоне обысков в «Эксмо»
Мир
Минюст США выразил желание депортировать ученую Петрову вопреки мнению суда
Общество
В Минтруде положительно оценили распределение праздничных дней в 2026 году

Обучение старшеклассников сделают профильным

Минобрнауки разрешит ученикам 10–11-х классов выбирать направление обучения по профильному признаку – они смогут самостоятельно определять количество учебных часов по наиболее важным для них предметам
0
Обучение старшеклассников сделают профильным
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Министерство образования и науки РФ задумалось над проблемой профильности обучения старшеклассников в российских школах. Одним из важных шагов к решению этой задачи стал закон «Об образовании», принятый в конце 2012 года.

Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), которые начали действовать в экспериментальном режиме с этого года, государство гарантирует старшеклассникам 31–37 учебных часов в неделю за счет бюджетных денег. Шесть школьных предметов будут обязательными: русский язык, литература, математика, иностранный язык, история, физкультура и ОБЖ. Выбор прочих учебных дисциплин теперь становится добровольным — именно на это делают упор в министерстве.

Необязательные предметы предлагается выбирать по профильному признаку. Так, технари смогут взять больше часов математики, физики и геометрии, а гуманитарии — сделать акцент на литературе, иностранных языках.

Естественно, расписание уроков для «физиков» и «лириков» будет различаться. Сейчас рассматриваются следующие варианты развития событий: либо дети, обучающиеся по разным профилям, будут по-прежнему оставаться в одном классе (обязательные занятия будут общими, а профильные проведут отдельно), либо после девяти лет обучения будут вводиться профильные классы, в которых школьников разделят по гуманитарным и техническим специальностям.

— Во многих городах и селах России школьники не имеют возможности выбора программы профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями. Планируется, что все старшеклассники получат возможность обучаться по выбранному ими профилю, — считают в Минобрнауки.

Если с городами особых проблем быть не должно, то в сельских школах вопрос профильного обучения придется прорабатывать отдельно. Тут министерство придерживается излюбленной схемы «объединить всех и вся»: планируется объединить в сеть как базовые школы, так и различные филиалы профильных учебных заведений, а заодно и различные социально-культурные учреждения, занимающиеся дополнительным образованием, культурой, спортом и социальным обслуживанием.

Чтоб помочь старшеклассникам определиться с выбором профессии, Минобрнауки с 2015 года собирается ежегодно проводить комплексные тесты учащихся 9-х классов — этим займутся как преподаватели школ, так и психологи. Ученикам будут задаваться вопросы о ценностях и приоритетах (друзья, семья, работа), планах на будущее (учеба в вузе/колледж или работа) и т.д. На основе полученной информации психологи определят, какое направление больше подходит данному школьнику, гуманитарное или техническое. Будет учитываться и мнение ученика и его родителей. 

Ректор Российского университета дружбы народов (РУДН), экс-министр образования Владимир Филиппов объяснил «Известиям», что подобные проекты разрабатывались уже давно.

— Когда в 2004 году мы готовили стандарты для школ, было понимание, что ребенку нужно помогать грамотно выбрать свой путь. Сейчас вводятся новые стандарты, и мы просто обязаны оказать помощь. Ученики должны представлять, чем они хотят заниматься в будущем, — говорит ректор РУДН.

Глава профсоюза работников образования Андрей Демидов считает такую идею распределения здравой и нужной.

— Ученики не понимают, куда они собираются. И в результате поступают в вуз, как говорится, лишь бы куда-то пойти. Ладно, узнали мы, что кто-то гуманитарий, а кто-то технарь — и что дальше? А может, он передумает через месяц или два. Важно наладить систему сопровождения и вести постоянную работу с учениками, — говорит Демидов.

Ректор НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов поддерживает профильное обучение, полагая, что это повысит эффективность школ.

— Выпускники делают свой выбор в последний момент. Причем иногда они одновременно подают документы для поступления в совершенно разные вузы. Должна идти речь о создании в каждой школе нескольких направлений, которые давали бы возможность углубленного изучения тех предметов, которые школьнику интересны, — считает ректор «Вышки».

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир