Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Происшествия
В Пермском крае семиклассник ранил ножом сверстника
Авто
Автомобилисты назвали нейросети худшим советчиком по вопросам ремонта
Мир
Названы лидеры среди недружественных стран по числу граждан в вузах РФ
Общество
Эксперт дала советы по избежанию штрафов из-за закона о кириллице
Общество
В России вырос спрос на организацию масленичных гуляний «под ключ»
Мир
Левченко предупредила о риске газового кризиса в Европе
Мир
Политолог указал на путаницу в требованиях Украины на встрече в Женеве
Общество
С 1 сентября абитуриенты педвузов будут сдавать профильный ЕГЭ
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 113 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Яшина отметила готовность блока ЗАЭС к долгосрочной эксплуатации
Общество
Одного из подозреваемых в похищении мужчины в Приморье взяли под стражу
Мир
Посол РФ прокомментировал попытки Запада создать аналог «Орешника»
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Общество
Мошенники стали обманывать россиян через поддельные агентства знакомств
Авто
Автоэксперт дал советы по защите аккумулятора от морозов
Мир
Ким Чен Ын лично сел за руль крупнокалиберной РСЗО

Руины Петербурга впервые доехали до Москвы

В Галеев-галерее показывают графику Павла Шиллинговского
0
Руины Петербурга впервые доехали до Москвы
Автопортрет. 1916. Офорт, Маски для привлечения и запугивания духов. 1932. Офорт
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Как и большинство имен русских и уж тем более советских графиков, имя Павла Шиллинговского (1881–1942) в основном известно знатокам и специалистам. Но посетителям выставки в московской Галеев-галерее, его работы покажутся знакомыми. Вид Ростральной колонны или иллюстрации к гомеровской «Одиссее», вышедшей в знаменитом московско-питерском издательстве Academia, хоть однажды попадались на глаза всякому культурному зрителю.

Шиллинговский — классический автор петербургской школы, ученик Василия Васильевича Матэ, у которого обучались в свое время и Остроумова-Лебедева, и Фалилеев. С Петербургом связаны и лучшие его работы, например, альбом «Петербург. Руины и Возрождение». В большом Козихинском переулке сейчас показывают подлинные ксилографии (гравюры на дереве) из этой книги, вышедшей в 1923 году в Полиграфическом отделе Академии художеств. По соседству — уникальные экспонаты: выполненные пером и тушью эскизы к этому альбому.

Гравюры на дереве стали популярны после Первой мировой войны, причем не только в России. Причиной тому оказалась экономика: дефицит металла сказался и на жизни художников, работа с деревом была доступнее.

«Петербург. Руины и Возрождение» состоит из 10 гравюр, запечатлевших Дворцовую набережную и Литовский рынок, Тучков мост и «Васину деревню» (так называется группа домов на 17 и 18 линиях Васильевского острова). Альбом давно стал библиографической редкостью. Коллекционеров притягивает в нем и качество графики, и виды старого Петербурга, разрушающегося, но все еще не разрушенного. Умирающая цивилизация привлекает и потомков, и современников, все еще надеющихся удержаться на плаву, предполагающих, что именно их историческая катастрофа как-то обойдет стороной.

Сам Шиллинговский встретил смерть в блокадном Ленинграде. В декабре 1941-го он защитил докторскую диссертацию по искусствоведению, в апреле 1942-го погиб от истощения.

Он похоронен в коллективной могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище — вместе со знаменитым «мирискусником» Иваном Билибиным и еще шестью коллегами. Через несколько месяцев после гибели, его коллеги и друзья собрались в мастерской художника в Тучковом переулке. По предложению Академии художеств, квартира должна была стать филиалом Русского музея, но тот от нее отказался, и она в итоге досталась классику соцреализма Александру Самохвалову. 

К счастью для наследия Шиллинговского, оно оказалось в руках его лучшего друга, Павла Корнилова. Он приложил много усилий для популяризации творчества Шиллинговского, раздаривал его музеям по всей стране. Из семьи Корнилова и происходит большая часть экспонатов нынешней выставки.

Правда, в каталоге — самом полном на сегодня издании Шиллинговского — круг участников заметно расширен. Здесь воспроизведены работы из других частных собраний, а также музеев — Государственного музея города Санкт-Петербурга, ГМИИ им. А.С. Пушкина и даже Национального музея искусств Молдовы, куда Русский музей в свое время передал всю живопись Шиллинговского, сочтя ее недостаточно для себя интересной.

Наверняка его работы есть и за границей. До войны Шиллинговский выставлялся с «Миром искусства», а также на зарубежных выставках, в том числе в Лейпциге. Но кое-что можно найти в неожиданных местах вроде партархивов: Шиллинговский выполнил в 1929 году портрет Ленина, а в конце 1930-х и Сталина. В этом не было особого почитания: если Мейерхольда увлекал Троцкий, почему бы художнику не увлечься генсеком? 

Впрочем, куратор выставки Ильдар Галеев считает иначе.

— Судя по письмам, опубликованном в каталоге, Шиллинговский испытывал огромное давление, — сказал Галеев «Известиям». — В 1929 году он был арестован из-за письма, полученного из Нью-Йорка от его однокашника Сергея Судейкина. Дело закончилось «лишь» лишением деканской и профессорской должностей в Академии. 

Можно ли эти портреты воспринять как компромисс с эпохой?

— Да, но посмотрите на Сталина: это психологический портрет, в котором автор выразил и свою любовь к старым мастерам, и отношение к выпавшей на его долю эпохе, — говорит Галеев.

Неудивительно, что этот портрет так и не был тиражирован. Единственный оттиск сохранился в собрании Корнилова. Его тоже выставили в Москве.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир