«Марш миллионов» обошелся без сюрпризов

В Москве 12 июня состоялся «Марш миллионов-2». Прошедшие накануне обыски в квартирах и офисах членов оргкомитета дали оппозиционерам повод предположить, что численность шествия и митинга от этого сильно возрастет. А заявленное количество митингующих в 50 тыс. человек будет превышено в несколько раз. Поэтому к санкциям нового закона о митингах готовились всерьез.
Однако ничего подобного не произошло: к концу дня в ГУ МВД насчитали лишь 18 тыс. участников акции. Впрочем, еще в начале шествия оппозиционеры рассчитывали на гораздо большую цифру. К примеру, депутат Госдумы Илья Пономарев в беседе с «Известиями» предположил, что на акцию придет не меньше 200 тыс. человек.
Сбор участников марша был запланирован на 12 часов дня. К встрече с опозиционно настроенными горожанами полиция подготовилась основательно: на работу в вестибюль станции метро «Пушкинская» спустился даже старший состав полиции.
К полудню у памятника Пушкину собралась внушительная толпа численностью примерно в 2 тыс. человек.
— Думаю, придет больше 100 тыс., — предположил в беседе с «Известиями» депутат-«эсер» Дмитрий Гудков, глядя на затянутое облаками небо. Начинался дождь.
Свои смелые ожидания «эсер» объяснил тем, что накануне следователи пришли с обысками к Алексею Навальному, Илье Яшину, Ксении Собчак и другим. Всем им были вручены повестки явиться на допрос в Следственный комитет как раз ко времени запланированного сбора на Пушкинской. Правда, Сергей Удальцов все же решил проигнорировать приглашение в СК, объяснив «прогул» уважительной причиной — участием в «Марше».
«Власть не читала сказку про Змея Горыныча. Ему отрубаешь голову, но у него вырастают две новые», — шутил Дмитрий Гудков.
Ровно в час дня шествие, прошедшее по обеим частям бульвара (левые политические силы шли по левой части дороги, правые, соответственно, по правой), вышло на проспект Сахарова.
Толпа по пути на место митинга степенно останавливалась, негромко переговаривалась, люди размахивали транспарантами, на которых были и отсыл к 1937 году, и ставшие традиционными обвинения в адрес президента. Единственное отличие от прошлых митингов, которое подметили и сами организаторы «Марша», — это обилие представителей националистических организаций. Именно от них члены оргкомитета ждали «подвоха». Пока бритоголовые распаковывали свой «инвентарь» — транспаранты, флаги и повязки на руки, — на них косо посматривали остальные участники акции.
— То, что много националистов, — это страшно. Их нужно убирать, — поделился мыслями с корреспондентом «Известий» пожилой мужчина с полиэтиленовым пакетом в руке, представившийся Артемом. Он гордо заявил, что представляет на митинге «народ, а не политические силы».
Однако никто из лидеров оппозиции беспокойства Артема относительно националистов не разделил.
— Если будут вести себя тихо, все будет нормально, — угрюмо прошептал парень с бейджем «Оргкомитет» на лацкане куртки.
А вот один из лидеров партии ПАРНАС Михаил Касьянов обилию националистов не удивился. Но объяснил он этот факт весьма своеобразно:
— Обыски и вызовы в прокуратуру Навального и других оппозиционеров, которыми хотели обезглавить оппозицию, только разозлили людей еще больше. Единственное, чего мы опасаемся, — это провокаторов со стороны власти, — заключил Касьянов.
Ну а сами представители националистических движений выдвигали свою версию:
— Cегодня больше националистов, чем когда-либо. Нас сегодня пришло 3–5 тыс. Это нормальная реакция на происходящее в стране, — философски сказал «Известиям» глава ДПНИ Александр Белов.
На вопрос о том, не ждет ли он провокаций, Белов ответил:
— Никакие провокации националисты не собираются устраивать. Они наиболее дисциплинированная группа. Конечно, есть люди, которые еще недопонимают. Часть пришла и говорит: «Не нужно идти за либералами». А кто здесь либерал? Тут все обычные люди. У нас сегодня участвуют много организаций. Объединение Русские, Русский общенародный союз и другие. От нас на каждом мероприятии выступают разные люди, чтобы знакомить их с другими политическими силами. Потому что есть страхи, что националисты будут призывать к погромам. Это время давно ушло, — рассуждал он.
К беспорядкам готовились, но скорее в шутку. По пути люди активно разбирали билеты в автозак, которые раздавал один из участников митинга.
— Все, кто попадет без билета, будут вынуждены платить 300 тыс., — рассказал он «Известиям». По его словам, идея продавать билеты появилась у него сразу после принятия закона о митингах.
Тем временем колонна дошла до проспекта Сахарова.
Там уже ждали традиционные ораторы: Сергей Удальцов, Евгения Чирикова, Борис Немцов и Михаил Касьянов.
Чирикова зачитала свод новых требований к власти, которые по большому счету почти не отличались от прежних.
Это отставка Владимира Путина, принятие новых законов о выборах в парламент и президента, а также конституционное ограничение президентского правления одним шестилетним сроком или двумя сроками по четыре года. Другие ораторы также требовали расширить полномочия парламента, провести новые выборы в Думу и переизбрать главу государства. А также реформировать судебную систему, прокуратуру, следствие и полицию.
Удальцов с трибуны призывал освободить «узников совести и политзаключенных, наших братьев, которые задержаны после 6 мая». Эти лозунги, а также вручение повестки в Следственный комитет Борису Немцову прямо на сцене разбавили традиционный сценарий и требования «белоленточников».
Пошел сильный дождь, и народ стал спешно расходиться с проспекта Сахарова. Людей не смог удержать даже начавшийся концерт с участием Noise MC, Чачи Иванова и группы «Наив», а также одного из основателей «Агаты Кристи» — Глеба Самойлова.
Следующий митинг решено было назначить на октябрь. На вопрос о том, почему пришлось отнести следующую акцию на столь далекий срок, оппозиционеры устало пожимали плечами.
— Силы надо собрать, — резюмировал один из них.