Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Одни «отжимают» бизнес, ссылаясь на государственные интересы, а другие — на общественные

Журналист Ольга Говердовская — о битве за «Красный Октябрь»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Сейчас на «Красный Октябрь» все повалят с удвоенной силой, веселиться как в последний раз, пока не закрыли», — так одна моя знакомая фриланс-продюсер отреагировала на шумиху, поднявшуюся в связи с якобы принятым столичным правительством решением отдать любимое прибежище московского «креативного класса» под стройплощадку.

Сразу оговоримся, соответствующая информация, появившаяся в минувший вторник в одной из московских газет, не была подкреплена никаким официальным комментарием или хотя бы авторизованной цитатой «знающего о таких планах» девелопера. Более того, буквально на следующий день советник руководителя столичного департамента культурного наследия Николай Переслегин заявил, что никаких документов на застройку и тем более на снос зданий «Красного Октября» не существует.

Однако ложки нашлись, а осадок остался. По крайней мере упомянутые опровержения не помешали Ксении Собчак призвать Сергея Собянина и Артема Кузнецова, главу компании — владельца данных площадей «Гута-девелопмент», организовать публичную дискуссию о судьбе «Красного Октября». «Как часто в истории нашего города мы видели, что после аналогичных обещаний властей сносились целые здания, уничтожалась история Москвы», — объясняет свою настойчивость новоявленная гражданская активистка. Недоброжелатели не преминули напомнить о дружбе Собчак с главным куратором столичной культуры Сергеем Капковым. В его перспективной карьере успешная оборона «настоящего культурного кластера» вполне может сыграть существенную роль. Особенно если учесть, что в «октябрьские» проекты вложены деньги очень многих влиятельных бизнесменов. Да и президент Дмитрий Медведев неспроста предпочитает встречаться со своими сторонниками именно в центре инноваций Digital October, также расположенном на территории бывшей кондитерской фабрики.

Но тот факт, что чиновники ценят и поощряют возникновение подобного творческого кластера на территории Москвы, действительно не означает, что в один прекрасный момент на Болотном острове не начнется строительство. Вот уже и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин расчищает поле для маневра, сетуя на то, что наряду с таким «интересным и нестандартным явлением, как «Стрелка», на «Красном Октябре» «образовался настоящий вертеп из кафешек, стриптиз-клубов и других непонятных заведений».

Когда в 2009-м из-за кризиса опять отложили застройку «Красного Октября», владельцы этих площадей признавали, что превращение промзоны в культурный центр — временная мера. Что взят на вооружение западный опыт так называемой джентрификации маргинальных мест, где богема «очищает» среду, поднимает статус площадки, а потом «художников» выбрасывают и застраивают все фешенебельными лофтами. В такой ситуации КПД протеста приближается к нулю, потому что нельзя повлиять на сроки аренды, прописанные в договорах. Либо — собственник не властен над своим активом. А договорные отношения — ничто по сравнению с «формированием творческой среды», привлекающей «в стены бывших кондитерских цехов тысячи молодых людей с новыми идеями».

Но тогда чем авангард «креативного класса» отличается от критикуемой и такой нелюбимой им «силовой олигархии»? Только тем, что одни «отжимают» бизнес, ссылаясь на государственные интересы, а другие — на общественные?

Как бы там ни было, ясно, что в нынешней ситуации мэрия не станет плодить дополнительные поводы для недовольства со стороны «рассерженных горожан». И обитатели «культурного кластера», скорее всего, отделаются легким испугом в виде повышения арендных ставок. На радость бизнесменам и чиновникам, покровительствующим «креативному классу».

Автор — заместитель редактора отдела «Мнения»

Комментарии
Прямой эфир