Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин провел заседание Совета по культуре и искусству
Мир
СМИ сообщили о задержании Гуцул в аэропорту Кишинева без объяснения причин
Мир
Глава Гагаузии Гуцул задержана в Кишиневе на 72 часа
Общество
Путин наградил медалью спасшую детей из пожара школьницу из Томской области
Общество
Умерла озвучивавшая Каркушу в «Спокойной ночи, малыши!» актриса Галина Марченко
Мир
Два самолета группы Patrouille de France столкнулись на востоке Франции
Культура
Путин наградил певицу Семенович медалью «За труды в культуре и искусстве»
Общество
РФ и США согласовали перечень попадающих под мораторий на удары энергообъектов
Мир
Лавров заявил о согласии РФ на диалог с США по всем направлениям
Общество
На телебашне Симферополя разместили фото корреспондента «Известий» Федорчака
Политика
В Госдуме оценили необходимость прямых переговоров с Украиной
Армия
Путин присвоил почетные наименования полку и двум бригадам ВС РФ
Общество
Госдума в первом чтении одобрила взыскание долгов по налогам без суда
Мир
В Кремле заявили о продолжении работы России и США по достижению мира
Мир
ООН приветствует договоренности России и США по Черному морю
Мир
Число задержанных участников протестов в Турции превысило 1,4 тыс.
Мир
Трамп назвал «несущественным сбоем» утечку данных об ударах по Йемену

Одни «отжимают» бизнес, ссылаясь на государственные интересы, а другие — на общественные

Журналист Ольга Говердовская — о битве за «Красный Октябрь»
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Сейчас на «Красный Октябрь» все повалят с удвоенной силой, веселиться как в последний раз, пока не закрыли», — так одна моя знакомая фриланс-продюсер отреагировала на шумиху, поднявшуюся в связи с якобы принятым столичным правительством решением отдать любимое прибежище московского «креативного класса» под стройплощадку.

Сразу оговоримся, соответствующая информация, появившаяся в минувший вторник в одной из московских газет, не была подкреплена никаким официальным комментарием или хотя бы авторизованной цитатой «знающего о таких планах» девелопера. Более того, буквально на следующий день советник руководителя столичного департамента культурного наследия Николай Переслегин заявил, что никаких документов на застройку и тем более на снос зданий «Красного Октября» не существует.

Однако ложки нашлись, а осадок остался. По крайней мере упомянутые опровержения не помешали Ксении Собчак призвать Сергея Собянина и Артема Кузнецова, главу компании — владельца данных площадей «Гута-девелопмент», организовать публичную дискуссию о судьбе «Красного Октября». «Как часто в истории нашего города мы видели, что после аналогичных обещаний властей сносились целые здания, уничтожалась история Москвы», — объясняет свою настойчивость новоявленная гражданская активистка. Недоброжелатели не преминули напомнить о дружбе Собчак с главным куратором столичной культуры Сергеем Капковым. В его перспективной карьере успешная оборона «настоящего культурного кластера» вполне может сыграть существенную роль. Особенно если учесть, что в «октябрьские» проекты вложены деньги очень многих влиятельных бизнесменов. Да и президент Дмитрий Медведев неспроста предпочитает встречаться со своими сторонниками именно в центре инноваций Digital October, также расположенном на территории бывшей кондитерской фабрики.

Но тот факт, что чиновники ценят и поощряют возникновение подобного творческого кластера на территории Москвы, действительно не означает, что в один прекрасный момент на Болотном острове не начнется строительство. Вот уже и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин расчищает поле для маневра, сетуя на то, что наряду с таким «интересным и нестандартным явлением, как «Стрелка», на «Красном Октябре» «образовался настоящий вертеп из кафешек, стриптиз-клубов и других непонятных заведений».

Когда в 2009-м из-за кризиса опять отложили застройку «Красного Октября», владельцы этих площадей признавали, что превращение промзоны в культурный центр — временная мера. Что взят на вооружение западный опыт так называемой джентрификации маргинальных мест, где богема «очищает» среду, поднимает статус площадки, а потом «художников» выбрасывают и застраивают все фешенебельными лофтами. В такой ситуации КПД протеста приближается к нулю, потому что нельзя повлиять на сроки аренды, прописанные в договорах. Либо — собственник не властен над своим активом. А договорные отношения — ничто по сравнению с «формированием творческой среды», привлекающей «в стены бывших кондитерских цехов тысячи молодых людей с новыми идеями».

Но тогда чем авангард «креативного класса» отличается от критикуемой и такой нелюбимой им «силовой олигархии»? Только тем, что одни «отжимают» бизнес, ссылаясь на государственные интересы, а другие — на общественные?

Как бы там ни было, ясно, что в нынешней ситуации мэрия не станет плодить дополнительные поводы для недовольства со стороны «рассерженных горожан». И обитатели «культурного кластера», скорее всего, отделаются легким испугом в виде повышения арендных ставок. На радость бизнесменам и чиновникам, покровительствующим «креативному классу».

Автор — заместитель редактора отдела «Мнения»

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир