Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В МИД России назвали условие отмены моратория на РСМД
Наука и техника
Ракета-носитель «Ангара-А5» выполнила все поставленные задачи
Общество
Куренков сообщил о прошествии пика паводка в Орске и Оренбурге
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Общество
В Дагестане жестко задержали главу МЧС Чечни Цакаева
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Общество
На Алтае прошли обыски у членов экстремистской секты неоязычников

Минэнерго заговаривает уголь

Министерству не нравится дорожающий энергетический уголь. Чтобы сбить цены, ведомство предлагает ввести экспортные пошлины
0
Минэнерго заговаривает уголь
Фото: Сергей Мамонтов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Рост цен на уголь на 15–20% и до 40% (к ценам 2011 года. — «Известия»), возникновение дефицита определенных марок угля нам кажется необоснованным. Если так будет продолжаться, мы вынуждены будем вернуться к вопросу повышения экспортной пошлины на уголь», — заявил министр энергетики Сергей Шматко на селекторном совещании 26 января.

Шматко не уточнил, почему речь идет именно о повышении пошлин — энергетический уголь в России в настоящее время не облагается экспортной пошлиной, обращает внимание аналитик Альфа-банка Андрей Лабазов. В начале лета 2011 года Минэнерго уже предлагало ввести таможенную пошлину на энергоуголь марки СС (слабоспекающийся). Рекомендацию по введению экспортных пошлин на этот вид угля подготовило Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ), отмечавшее рост экспорта в 2009–2010 году. АПБЭ предлагало пошлину в размере $14,7 за тонну. Однако в дальнейшем обсуждения сошли на нет.

Шматко не пояснил, какие марки угля имеет в виду, но в пример привел историю ТГК-9, которая не смогла договориться с поставщиками угля в Коми, повысившими цены на свою продукцию на 15%.

Представитель Минэнерго пояснил, что речь идет только об энергетическом угле.

Цены на энергоугли с калорийностью 6 тыс. ккал на кг с ноября практически не изменились и составляют порядка 1,72 тыс. рублей за 1 т ($57). В январе прошлого года такой уголь стоил порядка 1,56 тыс. рублей за 1 т. Цена сравнимого с ними южноафриканского угля Richards Bay доходит до $102 за 1 т, однако до половины в ней могут составлять расходы на транспорт, замечает аналитик Альфа-банка Андрей Лабазов. При этом конкуренция между экспортом и поставками на внутренний рынок неочевидна: в массовом порядке российские энергетики используют уголь с калорийностью вдвое ниже того, что идет за рубеж, замечает эксперт.

В угольных компаниях не хотят открыто обсуждать новую идею Минэнерго. Но неофициально говорят, что это может означать «смерть экспорту», и не понимают, почему «чьи-то проблемы нужно решать за счет угольщиков». У большинства  производителей энергоуглей поставки на экспорт составляют 40–60%, при этом рентабельность не превышает 15%, говорит топ-менеджер крупной угольной компании.

Введение пошлин негативно отразится на себестоимости, прибыль в компаниях снизится, опасается другой угольщик. Рост пошлин может лишить всякого смысла наши инвестпланы, добавляет он.

Собеседник надеется, что это эмоциональное высказывание и последствий не будет. К тому же ситуация с энергетиками сейчас более-менее понятна: все лето в Минэнерго шли совещания и консультации, потому что угольщики не хотели подписывать с энергетиками долгосрочные контракты. Но перед Новым годом это сделали практически все игроки, так что проблем быть не должно, считает собеседник «Известий».

У угольщиков и без того немало проблем, сетует еще один угольщик. Летом  Минтранс предложил повысить железнодорожный тариф при перевозке угля на экспорт, предполагалось, что надбавка могла бы составить от 20 до 30%. В защиту угольщиков тогда выступил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Он направил письмо премьер-министру Владимиру Путину с просьбой проработать идею тщательнее. Ведь реальный рост железнодорожного тарифа для угля в 2011 году и так уже составил 25–30%.

Решения по тарифам, предложенным Минтрансом, пока нет. Зато в начале этой недели крупные промпредприятия, в том числе игроки угольной отрасли, подписали соглашение с РЖД и ВЭБом о развитии железнодорожной инфраструктуры. Суть соглашения в том, что в случае убыточности для РЖД какого-либо проекта или невозможности его финансирования со стороны монополии, она будет добиваться его реализации на условиях государственно-частного партнерства. Фактически это значит, что предприятия теперь могут обязать участвовать в финансировании расширения железной дороги, опасается собеседник в одной из компаний, подписавших соглашение.

В администрации Кемеровской области, где сосредоточены крупнейшие угольные карьеры, настроены вполне оптимистично.

— Пока мы не просчитывали перспективы реализации такой идеи — многое будет зависеть от цен и конкретных параметров. Не факт, что она будет реализована. Пока уголь на складах есть — по состоянию на 1 января запас угля на предприятиях Кузбасса составлял 14 млн т, то есть двойной норматив, замечает замгубернатора по промышленности и энергетике администрации Кемеровской области Андрей Малахов.

Всерьез о пошлинах можно будет говорить, если не удастся договориться о заключении контрактов на приемлемых условиях, считает осведомленный источник в Кемеровской администрации. Заключение договоров еще не закончено, добавляет он.

Российские энергетики неоднократно жаловались на завышенные цены на уголь, а в конце 2010 года глава ФАС Игорь Артемьев заявил о раскрытии картельного сговора на угольном рынке между СУЭК, «Русским углем» и ЗАО «Стройсервис». Позже угольщики успешно оспорили решение ФАС о нарушении антимонопольного законодательства в судах двух инстанций, рассмотрение кассации ФАС намечено на 31 января этого года.

Комментарии
Прямой эфир