МХТ: премьерный дуплет Константина Богомолова
На этой неделе состоятся сразу две московские премьеры Константина Богомолова — одного из самых интересных и непредсказуемых современных режиссеров. В МХТ имени Чехова сыграют «Событие» по пьесе Владимира Набокова, а в Театральном центре «На Страстном» покажут нашумевшего «Лира», поставленного в петербургском «Приюте комедианта».
Константин Богомолов, филолог по первому образованию, любит проводить над текстами мичуринские опыты: скрещивать Довлатова с Кэрроллом, а Гоцци с Достоевским или пересаживать произведения Чехова и Тургенева на советскую почву. Но с пьесой Владимира Набокова режиссер никаких экспериментов проводить не собирается, а наоборот, ставит ее почти в чеховской тональности тонкого психологического театра. И это тоже своего рода вызов.
Ведь все рецензенты «События», написанного Набоковым во французском Ментоне для эмигрантского Русского театра, сравнивали пьесу совсем не с Чеховым, а с «Ревизором» Гоголя. В них и правда много общего. Как и в гоголевской комедии, в начале пьесы герои, семья Трощейкиных, узнают о появлении в городе... нет, не ревизора, а досрочно освобожденного из тюрьмы Барбашина — любовника жены, который в припадке ревности стрелял в супругов, ранил обоих и обещал довершить начатое.
Неожиданное известие словно рентгеном высвечивает все тайные страсти и низости душ. Скучающая Люба готова броситься в омут прежних пылких чувств, а ее муж сходит с ума от страха и в своей мании преследования доходит до фарса. Как и Гоголь, Набоков не отказал себе в удовольствии нарисовать целую галерею свиных рыл, падких на сплетни и зубоскальство по поводу чужой беды.
Причем во многих персонажах угадывались вполне реальные люди: в заносчивом писателе Петре Николаевиче узнавали Бунина, которого Набоков недолюбливал. Говорящими были уже имена героев: трусливого художника Трощейкина тут звали, как Горького, Алексеем Максимовичем, а его свекровь-литераторшу — Антониной Павловной (получался Чехов в юбке).
Константин Богомолов подхватил эту игру и доверил роль пожилой писательницы... Александру Семчеву. В остальном кастинг выглядит традиционно: несчастных супругов сыграют Марина Зудина и приглашенный из Ленкома Сергей Чонишвили, а рокового ревнивца — Игорь Верник.
21, 22, 23 января, 19.00
В «Лире» режиссер пошел куда дальше и поменял ролями всех женщин и мужчин. Старого монарха тут играет великолепная актриса Роза Хайруллина из «Табакерки», ее дочерей — молодые актеры мужеского пола. Но подмена эта не для комического эффекта, а для ощущения вздыбившегося времени, где всё сошло с ума и встало с ног на голову.
Богомолов объясняет, что ставил своего «Лира» про конец света, который на самом деле уже случился в XX веке, когда людей тысячами сжигали в печах и пускали на мыло. Перенеся действие спектакля в 1940-е годы, режиссер проецирует шекспировскую пьесу на историю нашей страны.
Как и Набоков в «Событии», он играет с именами, называя членов королевской семьи и придворных в честь знаковых советских фигур — маршала Буденного, комиссара Маленкова, писателя Маршака. Градус гротеска повышается с каждой сценой: Лир объявляет о своей неизлечимой болезни, вытаскивая из-за пазухи вареных раков, хочет сложить с себя полномочия, но не может расстаться с последним атрибутом власти — картой Родины, нарисованной на теле резиновой куклы из секс-шопа.
Скоро действие превращается в кровавый гиньоль: одним выкручивают глаза штопором в подвалах Лубянки, других отправляют в институт карательной психиатрии имени Сербского. Так что слабонервным лучше остаться дома. Но этот черный трэш — только первый пласт спектакля, а под ним — размышления о Боге и богоборчестве, фашизме и сталинизме, власти и сверхчеловеке.
К Шекспиру присоединяются голоса Ницше, Варлама Шаламова, Иоанна Богослова. В общем, тем, кто интересуется современным театром, спектакль нужно увидеть обязательно. Петербургскую публику он разделил на два непримиримых лагеря: одни считают постановку шедевром, другие — китчем. Так что стоит составить свое собственное мнение.
26, 27, 28 января, 19.00