Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ узнали о попытках Британии уговорить Германию отправить Taurus Украине
Экономика
Минтранс высоко оценил надежность авиапарка России
Экономика
Набиуллина указала на перегрев рынка первичного жилья
Политика
Путин назначил на должность постпреда РФ при ВТО Николая Платонова
Экономика
ЦБ РФ планирует начать пилотный проект по внедрению универсального QR-кода
Мир
Санду назвала статьи молдавских СМИ о Приднестровье страшилкой пропаганды
Политика
В Госдуме предрекли скорый уход Шольца с поста на фоне его «невнятной» политики
Мир
Захарова заявила о разгаре гибридной войны Запада против России
Спорт
Сборная России по футболу опубликовала состав команды на мартовский сбор
Экономика
Решетников ожидает рост ВВП на 3% за счет мер из послания Путина
Политика
В Госдуму внесен законопроект о бессрочной программе маткапитала
Мир
Лавров обсудил с главой МИД Турции ситуацию на Ближнем Востоке
Армия
Минобороны сообщило еще об одном сбитом БПЛА над Белгородской областью
Общество
Пленный боец морского центра ССО Украины рассказал о провалившейся операции ВСУ
Экономика
Экономист сделал прогноз о курсе доллара в марте

МХТ: премьерный дуплет Константина Богомолова

Культовый режиссер представил Шекспира и Набокова
0
МХТ: премьерный дуплет Константина Богомолова
Константин Богомолов. Фото: Игорь Захаркин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На этой неделе состоятся сразу две московские премьеры Константина Богомолова — одного из самых интересных и непредсказуемых современных режиссеров. В МХТ имени Чехова сыграют «Событие» по пьесе Владимира Набокова, а в Театральном центре «На Страстном» покажут нашумевшего «Лира», поставленного в петербургском «Приюте комедианта».

Константин Богомолов, филолог по первому образованию, любит проводить над текстами мичуринские опыты: скрещивать Довлатова с Кэрроллом, а Гоцци с Достоевским или пересаживать произведения Чехова и Тургенева на советскую почву. Но с пьесой Владимира Набокова режиссер никаких экспериментов проводить не собирается, а наоборот, ставит ее почти в чеховской тональности тонкого психологического театра. И это тоже своего рода вызов.

Ведь все рецензенты «События», написанного Набоковым во французском Ментоне для эмигрантского Русского театра, сравнивали пьесу совсем не с Чеховым, а с «Ревизором» Гоголя. В них и правда много общего. Как и в гоголевской комедии, в начале пьесы герои, семья Трощейкиных, узнают о появлении в городе... нет, не ревизора, а досрочно освобожденного из тюрьмы Барбашина — любовника жены, который в припадке ревности стрелял в супругов, ранил обоих и обещал довершить начатое.

Неожиданное известие словно рентгеном высвечивает все тайные страсти и низости душ. Скучающая Люба готова броситься в омут прежних пылких чувств, а ее муж сходит с ума от страха и в своей мании преследования доходит до фарса. Как и Гоголь, Набоков не отказал себе в удовольствии нарисовать целую галерею свиных рыл, падких на сплетни и зубоскальство по поводу чужой беды.

Причем во многих персонажах угадывались вполне реальные люди: в заносчивом писателе Петре Николаевиче узнавали Бунина, которого Набоков недолюбливал. Говорящими были уже имена героев: трусливого художника Трощейкина тут звали, как Горького, Алексеем Максимовичем, а его свекровь-литераторшу — Антониной Павловной (получался Чехов в юбке).

Константин Богомолов подхватил эту игру и доверил роль пожилой писательницы... Александру Семчеву. В остальном кастинг выглядит традиционно: несчастных супругов сыграют Марина Зудина и приглашенный из Ленкома Сергей Чонишвили, а рокового ревнивца — Игорь Верник.

 21, 22, 23 января, 19.00

В «Лире» режиссер пошел куда дальше и поменял ролями всех женщин и мужчин. Старого монарха тут играет великолепная актриса Роза Хайруллина из «Табакерки», ее дочерей — молодые актеры мужеского пола. Но подмена эта не для комического эффекта, а для ощущения вздыбившегося времени, где всё сошло с ума и встало с ног на голову.

Богомолов объясняет, что ставил своего «Лира» про конец света, который на самом деле уже случился в XX веке, когда людей тысячами сжигали в печах и пускали на мыло. Перенеся действие спектакля в 1940-е годы, режиссер проецирует шекспировскую пьесу на историю нашей страны.

Как и Набоков в «Событии», он играет с именами, называя членов королевской семьи и придворных в честь знаковых советских фигур — маршала Буденного, комиссара Маленкова, писателя Маршака. Градус гротеска повышается с каждой сценой: Лир объявляет о своей неизлечимой болезни, вытаскивая из-за пазухи вареных раков, хочет сложить с себя полномочия, но не может расстаться с последним атрибутом власти — картой Родины, нарисованной на теле резиновой куклы из секс-шопа.

Скоро действие превращается в кровавый гиньоль: одним выкручивают глаза штопором в подвалах Лубянки, других  отправляют в институт карательной психиатрии имени Сербского. Так что слабонервным лучше остаться дома. Но этот черный трэш — только первый пласт спектакля, а под ним — размышления о Боге и богоборчестве, фашизме и сталинизме, власти и сверхчеловеке.

К Шекспиру присоединяются голоса Ницше, Варлама Шаламова, Иоанна Богослова. В общем, тем, кто интересуется современным театром, спектакль нужно увидеть обязательно. Петербургскую публику он разделил на два непримиримых лагеря: одни считают постановку шедевром, другие — китчем. Так что стоит составить свое собственное мнение. 

 26, 27, 28 января, 19.00

Комментарии
Прямой эфир