Старая сказка о тех же
У двух питерских компаний — СТВ Сергея Сельянова и студии «Мельница» — есть традиция: перед Новым годом выпускать на экраны полнометражный мультфильм с хорошо известными персонажами. В прошлом декабре это была «Шамаханская царица». Сейчас — «Иван-царевич и Серый Волк»: старая сказка на новый лад, озвученная самыми популярными российскими актерами.
В тридевятом царстве жили-были Царь (голос — Иван Охлобыстин), его дочь — красавица-Василиса и два помощника. Один — добрый, Серый Волк, озвученный Артуром Смоляниновым. Другой — злокозненный Тайный советник (Виктор Сухоруков). Тридевятое царство обозначается как 3/9 : привет «Гарри Поттеру» и дробной платформе, откуда поезд уходит в Хогвардс.
А по соседству, в царстве 3/10, проживал Иван Царевич (Никита Ефремов), который захотел поглядеть мир. И, конечно, в судьбоносный момент пути героев пересеклись. В дело вмешиваются также: Кот Ученый (Михаил Боярский), Баба Яга (Лия Ахеджакова) и Змей Горыныч, все три головы которого разговаривают голосом Сергея Гармаша.
Волк по-собачьему умен и по-лисьи хитер, поэтому занимает при царе должность сродни той, что была до минувшего вторника сами-знаете-у-кого. Но вообще-то он добрейшей души зверь, со своими комплексами. Тайный советник — просто тупой интриган, зато им управляет нечистая сила. И порой дает дельные советы.
Красавица Василиса категорически не хочет замуж, а хочет, помимо уже имеющихся у нее дипломов Оксфорда и Сорбонны, получить еще одно образование: по всей видимости, MBA. Мечты Ивана куда менее амбициозны: он мечтает стать пожарным, поскольку ощущает неизъяснимое влечение к слову «брандспойт». Но такое же точно влечение, даже сильнее, почувствовал он и к принцессе.
Давно замечено, что любой классический сюжет, будь то сказка, пьеса Шекспира или пушкинский «Борис Годунов», идеально ложится на современные реалии. Но сам по себе этот прием не способен долго удерживать внимание зрителя. По счастью, авторы «Ивана царевича» не ограничились просто осовремениванием.
Более того, параллели с нынешними реалиями для них вовсе не самоцель, а лишь один из способов сделать яркий, смешной, прелестный мультик. Где пространство сказки возникает не столько в фольклорном, сколько в пушкинском варианте. Возможно, поэтому мир русских сказок — вообще-то мир вполне себе мрачный — здесь предстает радостным, будто залитым солнцем.
На фоне виртуозной голливудской трехмерной компьютерной анимации этот рисованный мир русской сказки отдает чем-то — нет, не ностальгическим, а антитехнологическим и антиконвеерным. Причем не кустарщиной, а очень качественной работой. Известно ведь, что если в вашем гардеробе уже достаточно вещей от Prada и Armani, то следующей ступенью социальной лестницы будет индивидуальный заказ.
Мультики СТВ и «Мельницы» и есть такой российский индпошив в мире пиксаровской глобализации. Конечно, ими вряд ли будут открывать Каннский фестиваль — как открывали его пару лет назад мультфильмом «Вверх». Конечно, они не вознесутся на первые строчки мирового бокс-офиса.
Но они будут нашей домашней радостью, а это совсем не мало. «Мультфильмы — это витамины для страны», — сказал, представляя «Ивана-царевича» на премьере продюсер Сергей Сельянов. В зимние каникулы, когда день рекордно короткий и солнца почти не бывает, витамины особенно кстати.
В прокате с 29 декабя