Кольская ГМК открыта к диалогу
На Кольском полуострове побывала экспедиция Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В ее составе кроме почвоведов работали физики, экологи и геоботаники.
Для Московского университета экспедиции – дело привычное. По сути, они являются неотъемлемой частью исследовательских работ всех «полевых» специалистов: ботаников, зоологов, географов, геологов и почвоведов. Достаточно вспомнить знаменитые экспедиции географа Николая Пржевальского, геологоразведочные путешествия Александра Ферсмана на Кольском полуострове или Николая Урванцева в Норильском промышленном районе.
Экспедиции факультета почвоведения МГУ под руководством ведущего научного сотрудника, кандидата биологических наук Галины Копцик проводятся в Кольской Субарктике с начала 90-х годов прошлого года. По соглашению с Кольской ГМК почвоведы приезжали на Кольский полуостров во второй раз. В прошлом году ученые работали в районе Заполярного и Никеля. В этом – экспедиция занималась исследованиями образцов почв и растений в районе Мончегорска и делала оценку состояния экосистем кольской компании в условиях сокращения атмосферных промышленных выбросов предприятиями КГМК. Университетские специалисты провели также анализ эффективности рекультивации техногенных территорий вблизи комбинатов «Печенганикель» и «Североникель», которой КГМК занимается с 2003 года.
«Кольская ГМК вообще открыта к диалогу, – рассказывает Ирина Смирнова, старший преподаватель факультета почвоведения МГУ, кандидат биологических наук. – Все вопросы, начиная от информационного обеспечения и заканчивая бытом, решались оперативно. Поэтому мы без суеты выполнили весь запланированный объем работ».
Для диагностики атмосферного загрязнения почвы наиболее показательны ее верхние горизонты, поэтому ученые отбирают такую землю в наибольшем количестве. Все отобранные образцы сушат, при необходимости – еще и просеивают. Анализ проб проводится по возвращении в лабораториях университета. «Сейчас мы обрабатываем результаты полевых работ и анализируем почти две тысячи образцов почв и растений, привезенных из районов Никеля, Заполярного и Мончегорска, – поясняет Галина Копцик. – В условиях Кольской Субарктики хвойные леса особенно остро реагируют на атмосферное загрязнение. В условиях действующего производства техногенные территории вблизи комбинатов не способны к самовосстановлению, поэтому усилия по их рекультивации, предпринимаемые Кольской ГМК, заслуживают только уважения. Необходимо понимать, что почва на планете играет важнейшую роль. Ее можно сравнить с кожным покровом человека. Изменение ее свойств может привести к необратимому изменению климата на Земле».
В работе почвоведа романтики не так уж и много. Этим людям в прямом смысле слова приходится копаться в земле, которая на Кольском полуострове к тому же еще и каменистая. «Но это того стоит, – считает Ирина Смирнова. – А для таких типов почв помимо главного инструмента почвоведа – лопаты – у нас всегда есть лом. Все земельные работы мы делаем вручную. Там, где земля мягкая, копаем на глубину порядка 1,5 м. Но на Кольском полуострове не глубже метра – почва маломощная, карликовая. Потом делаем морфологическое описание разреза по его генетическим горизонтам – слоям. Необходимо описать окраску, влажность, гранулометрический состав, структуру, сложение и новообразования почвы. Затем отбираем образцы почвы по горизонтам и определяем ее плотность. Кстати, с кольским грунтом из-за камней часто возникают трудности с определением плотности. Потом оцениваем пространственное варьирование почвы и работаем буром – насверливаем в земле лунки. Так что, если вдруг увидите на земле странные дырки, не думайте, что это инопланетяне, – это почвоведы».
Проблема деградации почв свойственна многим индустриальным регионам. Примерами катастрофических последствий загрязнения природных экосистем тяжелыми металлами служат техногенные пустыни в окрестностях предприятий цветной металлургии в Садбери (Канада), Дактауне и Келлоге (США), Кинтеросе (Чили) или российском Карабаше.
Кольская ГМК является одной из немногих компаний, которая на протяжении многих лет ведет мониторинг окружающей природной среды и рекультивировала уже более 100 га техногенных пустошей. Эта площадь сопоставима по размеру со 150 футбольными полями. «Уже сейчас можно делать выводы, – резюмирует Галина Копцик. – На Кольском полуострове началось постепенное улучшение состояния природных экосистем. На всех участках в районе Никеля возросло число видов растений напочвенного покрова. Норвежские исследователи также отметили увеличение покрытия некоторых видов лишайников, особенно чувствительных к диоксиду серы. В почвах снизилось содержание серы по сравнению с началом 1990-х годов. Это – следствие троекратного уменьшения выбросов в атмосферу предприятиями КГМК диоксида серы. Отмечается также и некоторое снижение содержания никеля и меди в почвах в районе Мончегорска».
Выводы ученых
В результате сокращения атмосферных выбросов комбинатом «Североникель» в течение последних 10 лет (с 2002 года) содержание никеля и особенно меди в подстилках еловых лесов всех участков мониторинга заметно снизилось. Дальнейшее сокращение выбросов тяжелых металлов в атмосферу приведет к снижению их содержания в почвах, но с заметным временным отставанием, вызванным высокими запасами накопленных в предыдущие десятилетия металлов.
Сокращение атмосферных выбросов тяжелых металлов привело к снижению содержания никеля (в 1,2 – 2,0 раза) и меди (в 2 – 4 раза) в хвое за прошедшее десятилетие. По сравнению с периодом максимальных выбросов на рубеже 80 – 90-х годов содержание никеля и меди в хвое в елово-березовом редколесье (7 км от комбината) снизилось в 2,5 – 6 и 7 – 12 раз соответственно.
Рекультивация с созданием искусственного насыпного слоя привела к резкому улучшению свойств почв, сохраняющемуся до настоящего времени. Корнеобитаемый слой имеет преимущественно близкую к нейтральной реакцию, значительно обогащен органическим веществом и элементами минерального питания.