Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Культура
Кириенко назвал фестиваль «Таврида.АРТ» академией для молодых творцов
Происшествия
В течение часа в небе над Брянской областью сбили 12 украинских беспилотников
Общество
Из-за прорыва дамбы в Челябинской области эвакуировали 163 человека
Общество
Минздрав сообщил о выявлении четырех случаев лихорадки Западного Нила в Татарстане
Мир
В США подростка приговорили к тюремному заключению за стрельбу после Супербоула
Мир
Индийские СМИ сообщили о планах Моди посетить Украину в конце лета
Армия
Отделение младшего сержанта Лотвинова отразило налет группы дронов ВСУ
Происшествия
Средства ПВО уничтожили и перехватили 21 дрон ВСУ над Брянской областью
Мир
Олимпийский флаг на церемонии открытия Игр в Париже повесили в перевернутом виде
Спорт
Пилот McLaren Норрис выиграл вторую практику Гран-при Бельгии
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Спорт
Завершилась церемония открытия Олимпийских игр в Париже
Мир
Дом актера Кевина Спейси продали из-за его долгов за $3,24 млн
Мир
Самолет с экс-президентами стран Латинской Америки не пустили в Венесуэлу
Происшествия
В Тольятти на предприятии произошел пожар на установке очистки от CO2

Гергиев не для средних умов

Оркестр Мариинского театра прочувствовал тайну Седьмой симфонии Малера
0
Гергиев не для средних умов
Валерий Гергиев. Фото: РИА НОВОСТИ/Ростислав Кошелев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Концертном зале им. П. И. Чайковского Валерий Гергиев представил Седьмую симфонию Малера.

Не ограничиваясь концертным залпом Пасхального фестиваля, Гергиев стабильно играет в Москве еще 2–3 раза в год, давая своим поклонникам возможность «глотнуть воздуха». Зачастую эти чартерные рейсы музыкально интереснее регулярных. Возможно, потому, что Мариинский оркестр не в такой степени измотан жизнью на колесах, как в пасхальную страду. Или просто потому, что, как известно, «один цветок лучше, чем сто, передает великолепие цветка».

Седьмая симфония Малера — цветок странный, заповедный, но как нельзя лучше смотрится в гергиевской петлице. Монументальная форма, позднеромантический оркестр, утонченные инструментальные краски дают Гергиеву все шансы, чтобы раскрыться с сильной стороны.

В год 100-летия со дня смерти Малера Гергиев решил вывести нечасто звучащую Седьмую на авансцену. Лондон, Париж, Нью-Йорк и Бирмингем слушали ее в исполнении Лондонского симфонического, Рим — три раза подряд — в версии оркестра Академии Санта-Чечилия. Под занавес года Гергиев оттачивает сложившийся у него образ симфонии с родным коллективом: на следующий день после Москвы Мариинский оркестр повторил программу в Петербургской филармонии.

Изменив своей склонности к полновесным трехчасовым программам, маэстро оставил 80-минутное сочинение без оправы — и правильно сделал, ибо партитура эта слишком своеобразна, чтобы выжить в конкурентной борьбе с более «земными» сочинениями.

Все работало на чистоту жанра: никаких торжественных речей, ни одного предателя-мобильника за весь концерт. Когда во второй части зазвенели введенные Малером в оркестр коровьи колокольцы, многие встрепенулись: уж очень похоже было на гудок смартфона. Но «смартфон» все не выключался, и люди успокоились.

Наверное, ради чистоты жанра организаторы решили не аккредитовывать на концерт журналистов. В кулуарах такое пожелание Гергиева объясняли недавним скандалом: его «правая рука», соорганизатор Пасхального фестиваля Игорь Зотов на минувшей неделе был отправлен в СИЗО по подозрению в хищениях истинно симфонического размаха.

Тем не менее несколько музыкальных критиков оказались-таки в зале. Сидели они тихо, слушали симфонию и про хищения, похоже, совсем не думали.

Из десяти симфонических заповедей, которые оставил нам Малер, Седьмая — самая туманная и трудно истолковываемая. Едва ли кто-то, кроме автора, знает наверняка, про что эта музыка и почему она устроена именно так. Едва ли и Гергиев сможет и захочет ответить на этот вопрос. Он не из тех дирижеров, кто встает за пульт, предварительно сформулировав концепцию сочинения. Исполняя Шостаковича, Гергиев не раз советовал: не надо думать о программности, о политике, послушайте лучше фразировку.

Таким же уроком абстрактного музыкального мышления был и нынешний концерт. Гергиев провел публику сквозь мучительно долгое испытание, не предлагая ни одной приманки и пресекая неодобрительным жестом попытки аплодировать между частями.

Только в финале оркестр вынырнул из интеллектуальных глубин к более-менее социально открытой музыке. Зажигательный треск ударных позволил симфонии помириться с неподготовленным большинством аудитории и закончиться овацией. И все же это было скорее перемирие. До полной победы фразировки над политикой еще далеко.

— Музыка не для средних умов — резюмировала сидевшая рядом женщина средних лет.

Комментарии
Прямой эфир