Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Обозначить проблемы и приоритеты

Эксперты предъявляют претензии к ходу реформы в отрасли
0
Обозначить проблемы и приоритеты
РИА Новости
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Новогодние дни для электроэнергетики – это удвоенная напряженность режимов. Самые холодные дни, самые длинные ночи ведут к неизбежному совпадению максимальных тепловых и электрических нагрузок. Нарушение электроснабжения – это не только погасший свет. Тяжелые последствия происходят из-за одновременного погашения всех котельных ввиду останова насосов, дымососов, автоматики и т. д. А это означает, что возникает прямая угроза жизни граждан.

Реальный риск подобных техногенных катастроф, которые уже не раз испытала Америка и Европа, требует чтобы собственником объектов важнейшей отрасли жизнеобеспечения было государство на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Это не означает, что в энергетике недопустимы акционерные общества или запрещается выполнение услуг частными компаниями. Речь о том, что контрольный пакет акций во всех бизнесах жизнеобеспечения для страны с суровыми климатическими условиями должен быть у государства. Именно так организованы энергокомпании в странах Северной Европы, Канаде. Крупнейшим собственником энергокомпаний в США (ГЭС, АЭС) является государство, а городских компаний – муниципалитеты.

В канун Дня энергетика приятно констатировать, что правительством утверждена программа развития энергетики, предполагающая строительство в 2011 – 2017 годы энергомощностей в объеме 50 ГВт.

В текущем году построено около 6 ГВт новых энергомощностей (без учета АЭС), что в 3,5 раза больше, чем при РАО «ЕЭС России». Но данное достижение высокой оценки экспертов не получило. Почему?

1. Энергетику прежде всего оценивают по надежности. Именно надежность электроснабжения за последние годы вызывает озабоченность общества. За этот период была череда аварий на крупных электростанциях в Приморском крае, Тюменской, Сверд­ловской, Московской областях. При системной аварии летом 2005 года в Москве нарушилось энергоснабжение в 5 регионах, в августе 2009 года произошла Саяно-Шушенская катастрофа. За прошедшие два года произошло более ста случаев «посадки электростанций на нуль». Ровно год назад сотни тысяч граждан остались без света из-за «ледяного дождя».

2. Негативную оценку после дезинтеграции отрасли и либерализации рынка вызывает форсированный рост тарифов. Их уровень уже сравнялся с европейским. Например, малый и средний бизнес в Курске, в регионе, где расположена одна из крупнейших АЭС, должен оплачивать электроэнергию по цене 6,5 руб./кВт•ч. В Амурской области, избыточной по электроэнергии ГЭС, тариф для переработчиков сельскохозяйственной продукции составляет 5,42 руб./кВт•ч.

3. Со скептицизмом воспринимается реальный успех в строительстве новых энергомощностей. Во-первых, успех обеспечен на очень короткий срок, так как после 2015 года темпы обновления уменьшаются в 5 раз. Во-вторых, основные новые энергоблоки – это ПГУ и ГТУ-ТЭЦ, где объемы работ в 2 – 3 раза меньше по сравнению с пылеугольными блоками. Но угольная генерация должна иметь перспективу как по запасам, так и кратно большей рентабельности (4 – 5 раз) использования газа в химпроме (пластмассы, удобрения) или экспортных поставках. В-третьих, на наших стройках высокая удельная стоимость вводимых мощностей в сравнении не только с китайскими, но и американскими аналогами. Это – цена неудовлетворительной организации работ и, конечно, коррупционных «откатов». В-четвертых, настораживает наличие на энергообъектах слишком большого количества дорогостоящего зарубежного оборудования. Что не только в разы увеличивает стоимость технического обслуживания, но и подрывает энергетическую безопасность России.

Но и этот список проблем далеко не исчерпывающий. Мое мнение, ряд негативных факторов не попали в поле зрения экспертов. Обозначу их.

Опыт показывает, что ответственность за энергоснабжение должна быть связана с конкретными территориями. Она начинается с разработки схем развития, а заканчивается организацией эксплуатации. Ранее это выполняли вертикально-интегрированные компании АО-энерго. Недостаток был один: рядом с крупнейшими компаниями «Мос­энерго», «Свердловскэнерго», «Тюменьэнерго», «Красноярскэнерго» было слишком много карликовых компаний типа «Воробейэнерго». Убежден, воссоздание крупных компаний на новом количественном и качественном уровне, что позволит совместить интересы производителя и потребителя энергии, – вопрос времени. Иначе мы безнадежно отстанем по производственному потенциалу, финансовой устойчивости и мобилизационной готовности от крупнейших европейских, американских и китайских компаний.
В результате дистанционирования энергокомпаний от потребителей энергетики теряют объективность оценок. Все компании оказывают специализированные услуги, где потребитель практически не виден. Диспетчерское управление, генерация, транспорт вообще не несут ответственности перед потребителем. Ответственное и обязывающее название – «гарантирующий поставщик» (ГП) – лишь вызывает грустную улыбку у потребителя. В энергетике нужны не судебные тяжбы, а оперативные действия, на которые ГП не способен.

Компетенция и организаторский талант топ-менеджеров. Сегодня нужны руководители созидательного типа с креативным мышлением в технологических и финансовых вопросах. Залог корпоративного роста – положительный опыт предыдущей работы. Мы здесь плетемся в хвосте событий. В развитых странах имеются корпоративные и независимые компании, объединенные в ассоциации – институты внутреннего аудита по управленческим вопросам. Цель – каждые 4 – 5 лет давать оценку эффективности действующих структур управления и менеджерам по ведущим направлениям. Результаты аудита – основа корпоративности роста.

При реформировании электроэнергетики были беспрецедентно ослаблены возможности Минэнерго РФ выполнять государственные функции. Количество сотрудников Министерства при общем росте численности государственных служащих в стране уменьшилось на порядок. Размыто выполнение одной из основных государственных функций – разработки новой нормативной базы.

На снижение эффективности работы электроэнергетики сказались и сказываются серьезные недоработки других федеральных ведомств.

Государственное влияние на тарифную политику и рентабельность энергокомпаний ограничивается только установлением тарифов на электрическую и тепловую энергию. При этом стоимость топлива, металла, а также транспорта определяется по свободным целям. Такая система могла бы существовать, если бы у нас было законодательство, запрещающее сверхприбыль продавца, или был бы введен применяемый в ряде стран прогрессивный налог на сверхприбыль до 50 – 75%. Сравнительный анализ Института естественных монополий показал, что прибыльность топливных компаний доходит до 35 – 40%.

Значительное удорожание электроэнергии происходит из-за отсутствия цивилизованной финансовой политики для инвестиций в расширенное воспроизводство. Мировая практика предусматривает тарифное финансирование простого воспроизводства и государственное финансирование расширенного воспроизводства. Возложение в значительных объемах финансирования расширенного производства на тарифы повышает стоимость электроэнергии на 10 – 20%. Государственно-частное партнерство, широко применяемое в США, Китае, в российских условиях трансформировалось в договора поставки мощности (ДПМ). При отсутствии контроля за стоимостью строительства, высоких кредитных ставках и сроках возврата инвестиций в два раза меньших, чем в западных странах, идет удорожание возведения энергообъектов примерно на 20%.

Еще больший ущерб экономике страны наносит модель спотового маржинального рынка, когда продажа электроэнергии производится не по усредненной цене поставщиков, а по максимальной стоимости электроэнергии поставщика, включенной в баланс. Расчеты показали, что при полной либерализации рынка и наличии кратной разницы затрат на электростанциях дополнительное обременение экономики составит от 200 до 600 млрд рублей в год. В настоящее время правительством принят ряд мер по снижению сверхприбыли поставщиков, но кардинально модель рынка не изменена. Аналитики компании «Ренессанс Капитал» Дерек Уивинг и Владимир Скляр (журнал «Энергорынок», октябрь 2011 г.) подсчитали влияние стоимости капитала на формирование средней цены электроэнергии. В зависимости от эффективности энергокомпании и величины заемного капитала удорожание электроэнергии может составлять от 10 до 50%.

Ущерб электроэнергетике наносит и отсутствие внятной промышленной и градостроительной политики, что прямо влияет на эффективность капитальных вложений в отрасли. Так, после московской аварии 2005 года развитие сетевого комплекса Москвы проводилось разными собственниками без учета сложившейся ситуации в сетях ФСК, МРСК и реальных перспективных нагрузок. В результате 5 мощных трансформаторных подстанций работают с нагрузкой 15% на отдельную, нерезервируемую сеть. На Дальнем Востоке из-за отсутствия промышленного развития использование установленной мощности электростанций составляет менее 40%. Расчеты показывают, что повышение коэффициента использования мощности на 10% снижает стоимость тарифов на 7%.

Что в итоге

Надежность и эффективность электроэнергетического комплекса России невозможно решить без системных государственных мер, позволяющих создать дееспособную систему управления отраслью на базе крупных энергетических компаний в зонах объединенных диспетчерских управлений.

Достижение предельного уровня тарифов выдвигает на первое место необходимость разработки и использования экономических, финансовых и управленческих решений, позволяющих снизить стоимость электроэнергии действующих электростанций за счет ограничения прибыли поставщиков топлива и металла, а для новых энергомощностей – за счет уменьшения стоимости заемного капитала и увеличения доли российского производства.

Развитие электроэнергетики должно базироваться на условиях (оптовые, долгосрочные заказы), позволяющих воссоздать крупные энергомашиностроительные и энергостроительные компании, способные обеспечить свою конкурентоспособность на внутреннем рынке и энергетическую безопасность страны.

Об авторе

Виктор Васильевич Кудрявый с 1996 по 2003 год занимал пост заместителя министра энергетики РФ, бывший председатель совета директоров РАО «ЕЭС России», доктор технических наук, профессор, научный руководитель НТЦ «Оптимизация управления в энергетике», член совета директоров «РусГидро».

Условие Развития – рост генерации

Ямало-Ненецкий автономный округ – нефтегазовая кладовая России. Но перспективы его развития ограничивает нехватка… электроэнергии. На Ямале до сих пор есть населенные пункты, жизнедеятельность которых обеспечивают автономные дизельные электростанции. А топливо (нефтепродукты, уголь и дрова) завозят раз в год – в период навигации. К районам, не включенным в общую централизованную сеть электроснабжения, относятся не только труднодоступные отдаленные поселки, но и окружной центр – столица Ямала Салехард.

К строительству объектов, которые позволят решить проблему энергозависимости и, как следствие, дать новый толчок к промышленному развитию арктических территорий, на Ямале уже приступили. В ближайшие несколько лет Салехард и Надым свяжут линии электропередач. Строительство линии на 220 кВ запланировано в рамках инвестиционной программы ОАО «Тюменьэнерго». Выполнена вся необходимая проектно-сметная документация, получено положительное заключение от Государственной строительной экспертизы, заключены договоры аренды земельных участков по Надымскому и Приуральскому районам. Начата вырубка просек со стороны Надыма, проводится разбивка центров опор, идет сборка опор, ведется устройство свайных оснований.
Правительство округа совместно с корпорацией «Урал Промышленный – Урал Полярный» согласовало строительство электростанции «Полярная» в Салехарде. Ее предполагаемая мощность – 268 МВт. Ожидаемый ввод в эксплуатацию – 2013 год. По мнению первого заместителя губернатора ЯНАО Евгения Мискевича, подключение Салехардского энергоузла к централизованной сети и запуск новой электростанции позволят обеспечить надежность энергоснабжения потребителей этого района автономного округа: «Ежегодно мы наблюдаем тенденцию к увеличению в среднем на 5 – 6% потребления электроэнергии. В основном это связано с работой предприятий нефтегазового комплекса – они увеличивают объемы добычи и расширяют спектр своей деятельности на территории округа. Строительство новых объектов генерации и линий электропередач позволит сделать серьезный шаг к решению проблемы энергозависимости Ямало-Ненецкого автономного округа».

Наша справка

Ежегодно в округе на досрочный централизованный завоз топлива расходуется свыше 2 млрд рублей. К примеру, в Красноселькупский район дизельное топливо (на нем работают электростанции района) поступает только в период навигации из Сургута (путь доставки от НПЗ – 2573 км) и из Омска (путь доставки – 4133 км). Период навигации длится около 4 месяцев: с середины июня по середину октября.

Программа по строительству собственных объектов генерации и модернизации имеющихся мощностей уже запущена в действие. Источники ее финансирования – как средства Ямало-Ненецкого автономного округа, так и инвестиционные программы субъектов электроэнергетики. Например, ОАО «ОГК-1» возобновило строительство парогазовой установки на промплощадке Уренгойской ГРЭС мощностью 450 МВт. Ввод объекта намечен к концу 2012 года. Филиалом ОАО «ФСК ЕЭС» МЭС Западной Сибири выданы технические условия на техническое присоединение к электрическим сетям.

Основное оборудование уже завезено.
До 2015 года в ЯНАО планируется построить электростанцию в Тарко-Сале мощностью 600 – 660 МВт (это пилотный проект по строительству объекта генерации путем реализации механизма гарантирования инвестиций) и электростанцию в Надыме (ее строительство включено в стратегию социально-экономического развития ЯНАО).

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...