Прохорову необходимы не эффектные пошловатые кинолозунги, а позитивная программа

Оппозиционный порыв как-то сам собой сдувается и превращается почти что в карикатуру. При всей широте протеста против фальсификации результатов выборов налицо организационная беспомощность. Митинг закончился, и что делать дальше — непонятно.
Оргкомитеты, сами по себе вызывающее скорее усмешку пополам с недоумением, не могут ничего сформулировать и предложить. Идет какой-то стеб на уровне рингтонов и ушлой светской обозревательницы. При наличии запроса активной части общества — назовем его «болотным» — на серьезную позитивную программу действий все эти междусобойчики сводят к нулю позитивный протестный импульс. Подавляющее большинство участников митинга на Болотной — против радикальных противозаконных действий. Но конституционные способы отстаивания своих прав (помимо мирных митингов) лежат в плоскости официальных политических институтов. Между тем по мере приближения первого заседания нового парламента становится понятно, что среди официальной оппозиции нет никакой поддержки протестным инициативам! Полакомились дополнительным голосами — и затихли. Одинокие эскапады Геннадия Гудкова — лишь исключение, которое подтверждает правило. Так что разделяющим лозунги «болотной» искать союзников среди нынешней парламентской оппозиции едва ли стоит.
На этом фоне Алексей Кудрин очень кстати выступил с идеей новой правой партии. А разделяющий с ним эту идею Михаил Прохоров даже выдвинулся кандидатом в президенты. Для Прохорова — без инфраструктуры, без организации, без аппарата — не то что победить, достойно проиграть невозможно, не та харизма как минимум. Создать все это за два месяца нереально! Если Прохоров серьезен в своих планах (хотя бы и имитационных), перенос выборов ему необходим. Сдвинуть график можно через перевыборы Думы.
Прохоров — проект, говорите вы? Может быть и скорее всего. Но он такой проект, который легко выходит из-под контроля своих создателей (что он уже показал, правда, с негативным исходом).
Вот вам партия — правая, либеральная! Первые номера — Кудрин, экономист и чиновник, досконально знающий систему принятия и реализации решений, человек, способный поставить под контроль финансовые потоки в масштабах страны, как в разрезе регионов, так и в разрезе ведомств, в том числе и силовых. Прохоров — спонсор, понимающий, что нужно крупным бизнесменам и за что они готовы платить, и способный организовать такие трансферты. Наконец, третий номер — по традиции из деятелей культуры! Юрий Юлианович, почему нет? А лучше Ахеджакову! И гендерный вопрос снимается! Эта тройка, если будет инфраструктура, поддержка «болотного сообщества» и внятная конструктивная либеральная программа, наберет не меньше 30%! Вот вам платформа для президентской кампании, заведомо гарантирующей второй тур, а значит, уже беспроигрышной! Замечу лишь, что Алексей Кудрин подходит на роль кандидата в президенты несколько лучше Михаила Прохорова.
Очевидно, этот сценарий возможен только лишь при реализации требований, прозвучавших на Болотной: регистрации оппозиционных партий, в том числе и прохоровско-кудринской, и новых выборах в Думу. На самом деле такое развитие событий и власти позволит продемонстрировать заинтересованность в содержательном диалоге с обществом. В парламенте будет действительно конструктивная оппозиция, и президентские выборы уже никак не назовешь имитационными.
Конечно, новой партии и Михаилу Прохорову необходимы не эффектные, но пошловатые кинолозунги, а позитивная программа в политической, социальной, международной, экономической, культурной сферах. Протестующим на Болотной понятно, что и как не надо, все хотят услышать, что и как надо!
У общества — запрос на конструктивные перемены. Многие из тех, кто не был на митинге, говорят — а что делать-то, если не топтаться на площади и не орать лозунги? Нужна программа, отражающая интересы протестующих слоев — интеллектуалов, предпринимателей, менеджеров, городских рассерженных (и не только городских, и не только рассерженных) жителей. Если Прохоров и Кудрин действительно всерьез думают о либеральном проекте, они должны прийти на проспект Сахарова.
Наверное, не идеально, но это практический план. Разговоры в виртуальном прямом эфире — это здорово, но неэффективно. Давайте говорить по существу. До 24 осталось всего восемь дней. А Дума, сформированная по итогам выборов 4 декабря, собирается провести первое заседание уже 22-го.