Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Белоруссии заявили о накоплении Украиной 100 тыс. военных у границы
Политика
Песков оценил результаты начатой Россией контрпропаганды по отношению к США
Общество
Путин и Минниханов открыли перинатальный центр и новый хоспис в Казани
Общество
Путин начал полет на ракетоносце Ту-160М
Мир
Перебежчик Кузьминов мог въехать в Испанию по украинскому паспорту
Мир
Париж обвинил Россию в агрессивных действиях против армии Франции
Мир
Зеленский признался в отсутствии «плана Б» на случай прекращения помощи США
Мир
Глава ЕК сдвинула на лето определение рамок переговоров о вступлении Киева в ЕС
Политика
Захарова ответила на оскорбления Байдена в адрес Путина
Общество
МВД поможет попросившему у Путина ребенку из Сирии получить паспорт РФ
Политика
В Совфеде оценили планы Киева по «особенной» конференции
Мир
Соглашение Рима и Киева не будет содержать гарантий военной поддержки Украины
Армия
Вооруженные силы РФ освободили населенный пункт Победа на донецком направлении
Политика
Политолог назвал Рютте подходящим кандидатом на пост генсека НАТО
Политика
Песков сообщил о сплоченности команды Путина вокруг него и его позиции

Московское движение станет интеллектуальным

В 2013 году столица сможет подвести первые итоги внедрения ИТС
0
Московское движение  станет интеллектуальным
Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Дороги столицы и перемещающийся по ним транспорт, кажется, призваны испытывать терпение москвичей. Так думает едва ли не каждый житель города. Чтобы клубок дорог и вплетенных в него эстакад-светофоров-автомобилей-пешеходов превратить в бесперебойно (и, главное, без пробок) функционирующую систему, в мегаполисах мира идет внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС), иначе говоря, «мозгов» всей дорожной инфраструктуры.

Москва, до недавнего времени стоявшая в хвосте «умных» городов, начинает пытаться догнать лидеров, в которых все составляющие ИТС работают, как часы. Десять месяцев назад была принята госпрограмма «О создании интеллектуальной транспортной системы Москвы». В текущем году на претворение ее в жизнь выделено 6,2 млрд рублей. Для сравнения: администрация Манчестера этой осенью подписала контракт стоимостью 1,4 млн евро, в результате чего будут объединены городская и пригородная интеллектуальные транспортные системы на единой платформе. На модернизацию британцы отводят пять лет. В Москве же полностью интеллектуальная транспортная система должна заработать уже к 2013 году. По словам руководителя департамента транспорта Николая Лямова, работа разделена на три направления. Это – системы фото- и видео­фиксации, диспетчеризация пассажирского транспорта и создание системы информирования. Госзаказчиком выступает Центр организации дорожного движения, а генеральным исполнителем – компания «Ситроникс». Главные цели в переводе на простой язык звучат так: избавиться от пробок, увеличить пропускную способность дорог на 15%, а аварийность снизить на 25%. К этому стоит добавить, что, как показывает мировой опыт, экологическая обстановка в городах, оснащенных автоматизированными системами управления дорожным движением (АСУДД), улучшается на 20 – 25%.
Планы города обширны: движению в столице будут помогать «умные» светофоры, информационные табло, всевозможные датчики и даже автоматически выписываемые штрафы за нарушение ПДД. Но надо понимать, что ИТС – это не просто набор технических средств, а целая концепция организации дорожного движения, где велика роль интеллекта, который будет сосредоточен в Едином центре управления транспортом. До конца года власти определятся, где именно будет работать «мозг» столичной ИТС.

Наглядные примеры

Пока ни в Москве, ни в России нет стандартов, по которым должна строиться ИТС. Нет собственной практики в этой сфере. «Можно лишь сказать, что мы находимся на ранней стадии по всем компонентам ИТС, – рассуждает эксперт, менеджер по развитию бизнеса компании IBM в России и СНГ Евгений Кудинов. – Например, в городе из почти 3 тысяч светофорных объектов в ИТС включено чуть более 400. Информационных табло – несколько десятков, при минимальной потребности в несколько тысяч». Отмечается и катастрофическая нехватка детекторов, которые позволяют в реальном масштабе времени оценить загрузку улично-дорожной сети и предотвратить развитие пробок. «О выходе на определенные параметры функционирования ИТС по меркам ряда крупных мегаполисов мира, которые начали эту работу раньше нас, можно будет говорить через 2 – 3 года», – считает Кудинов.

Интеллектуальная система призвана не только разгружать город от пробок и обеспечивать безопасность пассажиров. «ИТС затрагивает все сферы жизни: здравоохранение, службы экстренного реагирования, ЖКХ, – поясняет исполнительный директор группы компаний «М2М телематика» Алексей Смятских. – Это  значит, что мусор с придворовых территорий убирается качественно и точно в срок, улицы действительно подметают, к пострадавшему вовремя успевает «скорая помощь», оперативно работают патрульные экипажи полиции, по расписанию ходит общественный транспорт». Последний, к слову, оборудован приемниками ГЛОНАСС. До конца года ими оснастят 8 тысяч автобусов и троллейбусов. Также, по словам Николая Лямова, приемники будут установлены на 1,5 тысячи единиц общественного транспорта Московской области и 5,5 тысячи единиц транспорта частных компаний.
С одной стороны, ГЛОНАСС-приемники позволят контролировать соответствие расписанию и маршруту, с другой – мониторить текущую скорость движения. Есть и третья сторона: использование навигационного оборудования для оплаты (или сбора налогов) за проезд. В качестве примера можно привести планы соседей. Так, в Финляндии сейчас обсуждается интересный и очень спорный законопроект. Он касается налогообложения автомобилей в соответствии с пройденным расстоянием, которое будет рассчитываться на основе данных GPS и станет частью всего комплекса налогов на автотранспортные средства. «Навигационные данные можно использовать для того, чтобы разгружать забитые пробками дороги», – рассуждает Морозов,  сопредседатель Межрегиональной общественной организации «Город и транспорт».

Вернемся из местами туманного будущего к сегодняшнему дню и реальным примерам. 5 октября над дорогами столицы появились первые информационные табло. Эти электронные помощники сообщают, есть ли свободные места на расположенных рядом парковках, а также – самое важное! – о пробках впереди. В идеале они же должны предлагать направления объезда. Всего в Москве в ближайшее время появится 46 табло. Первые – на Ленинградском проспекте, Дмитровском и Каширском шоссе. Электронные табло давно и успешно информируют автомобилистов за рубежом. В Англии, например, с их помощью сообщают об изменении ограничения скорости в зависимости от ситуации на дороге. Электронные датчики, расположенные под дорожным покрытием с интервалом в 500 метров, реагируют на скорость движения потока и, обработав информацию, меняют скорость на оптимальную для конкретного отрезка времени. Такой системой оборудованы примерно 41% британских дорог – а это 1167 км, причем на каждый километр приходятся 4 камеры видеонаблюдения. В Москве же до конца года должны установить 1200 датчиков дорожного покрытия. Их функционал разный. «На третьем транспортном кольце, например, уже работают детекторы, по сигналу которых распыляются реагенты, – рассказывает Павел Козлов, генеральный директор «Лаборатории транспортных систем». – В идеале Москве нужны не одна, а десять и даже больше тысяч датчиков».

«Старт» на финише

Кое-какой «интеллект» на наших дорогах был и раньше. Так, существовала (и продолжает работать) система «Старт», которая регулировала в советское время тогда еще не столь хаотичное движение пешеходов и транспорта. Переход на «новые технические решения» – телематическое управление светофорами – официально произошел в 1983 году. Тогда «Старт» автоматизировал работу светофоров в центре города. Впрочем, и сегодня она работает только внутри Садового кольца и на крупных магистралях, а не повсеместно. К «Старту» подключено более 400 светофоров, свыше 650 камер видеонаблюдения, 90 электронных указателей, больше 600 датчиков движения (что, как комментируют эксперты, пока еще капля в столичном море).
Сейчас Центр организации дорожного движения (ЦОДД) правительства Москвы начинает установку принципиально новых светофорных объектов. Особенность нового устройства в том, что оно само будет выбирать режим переключения сигнала в зависимости от интенсивности движения. Это называется адаптивным управлением. Как пояснили в ЦОДД, на дорогах на некотором расстоянии от светофорного объекта устанавливаются детекторы транспорта. Они фиксируют количество проезжающих машин, их скорость, а затем передают полученные данные так называемому контроллеру светофорного объекта. «Умные» устройства в соответствии с ситуацией на дорогах выбирают наиболее подходящий режим переключения сигналов. Таким образом, система управления движением сама подстраивается под транспортную ситуацию, складывающуюся на перекрестке или любом другом участке дороги.

В режиме опытной эксплуатации с марта 2011 года уже существует зона адаптивного управления на перекрестках у станции метро «Щукинская». На этом участке пропускная способность транспорта в среднем увеличилась на 20%, сообщили «Известиям» в ЦОДД. До конца года интеллектуальные участки дорог появятся еще в 19 зонах столицы – недалеко от станций метро «Кунцевская», «Митино», «Измайловская», «Семеновская», «Сокольники», «Перово», «Кузьминки», «Люблино» и др.

Ну, а пока город перешагивает с первой на вторую ступеньку транспортной модернизации, столичные пассажиры и автомобилисты продолжают перед выходом из дома и с работы залезать на «Яндекс.Карты» и отслеживать динамику привычных пробок. Этот популярный и, несомненно, полезный сервис, как подтвердила «Известиям» менеджер по работе со СМИ компании «Яндекс» Элина Ставиская, «сейчас прорабатывает возможности сотрудничества с Цент­ром организации дорожного движения». А значит, может быть каким-либо образом интегрирован в столичную ИТС. Каким именно, пока не известно. ЦОДД также не раскрывает деталей. Но в любом случае этот «симбиоз» может стать огромным плюсом.

Легче от всех нововведений должно стать не только автомобилистам, которые не будут простаивать лишние минуты на пустых перекрестках, но и пешеходам. Последние, не будем забывать, такие же равноправные участники движения, которым не хватает так называемого вызывного светофора: подошел – нажал – загорелся зеленый свет. Впервые в мире вызывные светофоры заработали аж в 1928 году в Лос-Анджелесе. За границей подобные устройства не редкость. Столичных же пешеходов «регулировщиками по требованию» пока не избаловали. Впрочем… «Эти устройства есть и сейчас, – констатирует Александр Морозов. – Но каков алгоритм их работы! После нажатия нужно ждать целую минуту. Система пропускает поток машин, которые и без того ехали уже минут 7 –  10 без остановок на светофоре, и только затем дает возможность перейти дорогу пешеходу». В идеале же должно быть так: «умный» светофор с учетом потока машин и частоты их остановки до нажатия на вызов сам определяет время, через которое пешеход сможет перейти по зебре. К примеру, если дорога пуста, зеленый свет для него включится сразу же.

Сложно переоценить пользу ИТС при регулировании пассажиропотоков. В Сингапуре, одном из самых продвинутых городов мира в части интеллектуальных транспортных систем, где технологии начали широко внедрять еще в 70-х годах, маршруты общественного транспорта меняются в зависимости от популярности, в том числе сезонной. В течение года учитываются данные о том, насколько популярно то или иное направление. И в следующем году этот же маршрут могут скорректировать в соответствии с действительной необходимостью. «В Москве же большинство маршрутов не пересматривали десятилетиями, они уже давно не учитывают реальные потребности», – уверен Павел Козлов. Вероятно, внедрение универсальной электронной карты, которая будет использоваться и как проездной, как раз поможет столице прийти к такой организации, а точнее, реорганизации движения.

То ли еще будет

Картина из следующей эпохи развития ИТС выглядит так: водитель расслабленно сидит за рулем, невзирая на непростую дорожную обстановку, обгоны, многочисленные повороты… Речь идет об «электронном пилоте», как следствие – максимальной автоматизации движения. Пока опытные образцы системы, разработанной концерном BMW, тестируются на немецких автобанах. Одна из самых сложных задач – проблема выезда автомобиля на автобан с прилегающих дорог. Ее удалось решить с помощью интеллектуального взаимодействия машин. Эта цель, по словам Нико Кэмпфхен, руководителя проекта по автоматизации движения отдела BMW Group, достигается благодаря использованию большого количества различных датчиков (лидара, радара, ультразвука и камер) на всех сторонах автомобиля. Автомобиль получает возможность однозначно оценивать различные ситуации с помощью как минимум двух принципов измерения для каждого направления. Конечно, до настоящего автопилота, с помощью которого человек на любой дороге будет свободен от руля, разработчикам еще далеко. Пока такие технологии рассчитаны на «простые» магистрали. И представить самоуправляемый автомобиль в московских развязках пока может только самый футуристично настроенный оптимист.

Испытают и проверят

Успешно, «по уму», то есть с помощью искусственного интеллекта своим трафиком управляют уже многие мегаполисы мира. И все технологии внедряются, что называется, на живом объекте. А в США в недалеком будущем появится город-призрак, который поможет ученым проводить испытания систем управления движением. Он вырастет на площади более 20 квадратных миль в пустыне в штате Нью-Мехико. Проект, стоимость которого составит около $200 млн, называется Centre for Innovation, Testing and Evaluation (Центр инноваций, тестирования и оценки). На этой территории возведут «районы», «села», «пригороды», «автомагистрали» – так, чтобы все напоминало среднестатистическую американскую местность. Тестировать и оценивать будут все – как способы борьбы с пробками силами ИТС, так и новые, экологические чистые виды энергии для транспорта. Проект собираются реализовать силами инвесторов к концу 2014 года.


Комментарии
Прямой эфир