Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
Система теплоснабжения Москвы переходит на зимний режим за два–три дня
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Экономика
ЦБ поддержал законопроект о появлении сервиса «второй руки»
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Происшествия
Раненые сотрудники нефтебазы в ЛНР госпитализированы в состоянии средней тяжести
Экономика
От банков потребуют согласовывать финансовые операции с родственниками
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Здоровье
Химик сравнила вред кондиционера и пластиковых окон
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
В Курске на складе магазина сантехники произошел пожар на площади 500 кв. м
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

«Славянский шкаф» открыли без пароля

Выставка «Русский стиль» в Петропавловской крепости удивляет поистине национальным размахом и абсолютной бессистемностью
0
«Славянский шкаф» открыли без пароля
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Обвинять известный городской музей в спекуляции и квасном патриотизме как-то не хочется, но выставку «Русский стиль», которая открылась в Петропавловской крепости в самый канун думских выборов, только в этом, сугубо агитационном контексте приходится воспринимать.

В музее, впрочем, уверяют, что новая экспозиция в Инженерном доме — результат долгосрочных планов, а ее появление в горячее предвыборное время — лишь череда бюрократических случайностей.


В двух залах собрано около 300 экспонатов: мебель, посуда, одежда, плакаты, архитектурные проекты, афиши, украшения. Все это богатство выполнено в одном неорусском стиле, который приобрел популярность более ста лет назад, и продолжает активно использоваться.


За прошедшие годы и десятилетия расписные кафтаны, кокошники и грубые резные шкафы возникали на культурной авансцене по самым разным поводам. Лапти и гусли нашли свое применение даже в позднее советское время, при брежневской национальной политике, активно поддерживающей развитие народных хоров, танцевальных коллективов и прикладного народного творчества. Даже открытие Олимпиады-80 СССР провел исключительно в псевдорусском стиле – с гармонями, медведями и залихватскими танцами вприсядку. Но музей, собирая экспозицию, решил ограничиться лишь царской эпохой — самые поздние изделия, представленные на выставке, выполнены в 1916 году.


Принцип, по которому вещи представителей различных социальных слоев и разных эпох, собраны в одном пространстве, необъясним. К примеру, придворное платье фрейлины чудным образом соседствует с крестьянской мебелью, военный агитационный плакат висит ровно над расписными сапогами. Программка Большого театра конца позапрошлого века (не путать с нынешним новоделом), расположена рядом с хохломой. А кустарное производство перемежает продукцию Фаберже и Императорского Фарфорового завода. 


Записное славянофильство, которое на Руси всегда было спорным явлением и имело нелегкую судьбу, на выставке «Русский стиль» вывалено скопом, без идеи, иерархии и принципа. Просто так, поглазеть. И это пугает, потому что в такой беспринципности и внешней безыдейности просматривается идея, которую организаторам выставкам и озвучить-то стыдно, а именно: наплевательское отношение и к сущности патриотизма, и к подлинной истории нашей страны. Впрочем, резная мебель а-ля рюс смотрится в музейных залах довольно мило.


Комментарии
Прямой эфир