Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США заявили о решимости Байдена военным путем помешать Ирану получить ядерное оружие
Мир
Постпредство РФ назвало уроком для всех готовность ЕС украсть финрезервы
Экономика
Эксперт увидел попытки Польши сорвать переговоры ЕС по потолку цен на нефть
Мир
В ДНР сочли озвученные ЕК данные о потерях ВСУ правдивыми
Мир
Reuters сообщило о ликвидации лидера ИГ
Экономика
ЦБ рекомендовал банкам приостановить выселение должников
Мир
В Раде заявили о невозможности восстановить энергосистему Украины этой зимой
Мир
Вашингтон объяснил нежелание поставлять Киеву оружие большей дальности
Экономика
Bloomberg узнало об обсуждении в ЕС потолка цен на нефть из РФ в $60
Мир
Министр инфраструктуры Украины Кубраков подал в отставку
Общество
Песков не подтвердил запрет на выезд за границу сотрудникам администрации президента
Спорт
Франция на ЧМ-2022 впервые в истории проиграла Тунису

«Славянский шкаф» открыли без пароля

Выставка «Русский стиль» в Петропавловской крепости удивляет поистине национальным размахом и абсолютной бессистемностью
0
«Славянский шкаф» открыли без пароля
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Обвинять известный городской музей в спекуляции и квасном патриотизме как-то не хочется, но выставку «Русский стиль», которая открылась в Петропавловской крепости в самый канун думских выборов, только в этом, сугубо агитационном контексте приходится воспринимать.

В музее, впрочем, уверяют, что новая экспозиция в Инженерном доме — результат долгосрочных планов, а ее появление в горячее предвыборное время — лишь череда бюрократических случайностей.


В двух залах собрано около 300 экспонатов: мебель, посуда, одежда, плакаты, архитектурные проекты, афиши, украшения. Все это богатство выполнено в одном неорусском стиле, который приобрел популярность более ста лет назад, и продолжает активно использоваться.


За прошедшие годы и десятилетия расписные кафтаны, кокошники и грубые резные шкафы возникали на культурной авансцене по самым разным поводам. Лапти и гусли нашли свое применение даже в позднее советское время, при брежневской национальной политике, активно поддерживающей развитие народных хоров, танцевальных коллективов и прикладного народного творчества. Даже открытие Олимпиады-80 СССР провел исключительно в псевдорусском стиле – с гармонями, медведями и залихватскими танцами вприсядку. Но музей, собирая экспозицию, решил ограничиться лишь царской эпохой — самые поздние изделия, представленные на выставке, выполнены в 1916 году.


Принцип, по которому вещи представителей различных социальных слоев и разных эпох, собраны в одном пространстве, необъясним. К примеру, придворное платье фрейлины чудным образом соседствует с крестьянской мебелью, военный агитационный плакат висит ровно над расписными сапогами. Программка Большого театра конца позапрошлого века (не путать с нынешним новоделом), расположена рядом с хохломой. А кустарное производство перемежает продукцию Фаберже и Императорского Фарфорового завода. 


Записное славянофильство, которое на Руси всегда было спорным явлением и имело нелегкую судьбу, на выставке «Русский стиль» вывалено скопом, без идеи, иерархии и принципа. Просто так, поглазеть. И это пугает, потому что в такой беспринципности и внешней безыдейности просматривается идея, которую организаторам выставкам и озвучить-то стыдно, а именно: наплевательское отношение и к сущности патриотизма, и к подлинной истории нашей страны. Впрочем, резная мебель а-ля рюс смотрится в музейных залах довольно мило.


Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир