Без пяти минут президент
— Мы поздравляем новую первую леди, ура, — встречает группа женщин чету Бибиловых на площади перед зданием правительства республики, набрасываясь с объятиями на моложавую блондинку в мехах. — Пусть ваш муж ведет наш народ к процветанию.
Семья Бибиловых вышла на площадь в ночь на понедельник, около 24 часов. Избирательные участки давно закрылись, но результатов голосования пока нет, хотя ЦИК Южной Осетии и обещала объявить их не позже половины двенадцатого.
— Каковы итоги голосования? Я только предварительные слышал. Но сейчас ничего не поменялось, мы побеждаем, — говорит спецкору «Известий» Анатолий Бибилов и, извинившись, отходит поговорить по телефону, уводя за собой от журналистов дочь и двоих сыновей. Судя по ответам кандидата, звонящие поздравляют его с обретением президентской власти.
О каких предварительных итогах, позволяющих принимать поздравления с победой, говорит Бибилов — неясно. По озвученным на момент гулянья на площади данным ЦИК, соперница Анатолия Бибилова — Алла Джиоева набирает больше половины голосов избирателей. Сразу же после заявления избиркома центральную площадь Цхинвала оцепляют милиция и спецназ. Генпрокуратура распространяет заявление, в котором объясняет присутствие сотен вооруженных людей в центре города необходимостью защититься от провокаций. Провокации, считают правоохранители, готовы организовать «сторонники одного из кандидатов, который готов вывести людей на площадь, не дожидаясь объявления официальных итогов выборов». В штабе Аллы Джиоевой эти заявления принимают на свой счет.
— Все сидим дома. Бибиловские понимают, что они проиграли, поэтому и распространяют слухи о том, что наши сторонники собираются на площади. Они планируют устроить беспорядки, свалить все на нас, объявить чрезвычайную ситуацию и отменить итоги выборов. Поэтому, повторяю, сидим дома и смотрим телевизор, — отдает распоряжения по телефону экс-министр обороны республики и ближайший соратник Аллы Джиоевой Анатолий Баранкевич. — Выполняйте.
Сама Джиоева в это время, как и Бибилов, принимает поздравления с победой от своих сторонников. Принимает благосклонно, хотя и просит не торопиться со славословиями, а дождаться официальных итогов выборов. У ворот дома, в котором расположен штаб Джиоевой, собралось человек 500 ее сторонников. Они совсем не удивляются тому, что закрытая для сторонников одного кандидата площадь, вдруг оказалась открыта для другого.
— Вот из-за этого народ голосует за Джиоеву. Надоела эта клановость, когда одним можно все, а другим — только то, что хозяин позволит, — объясняет дежурящий у штаба оппозиционер Коста. — Если бы Бибилов раньше объявил, что не хочет с действующей властью дел иметь и будет жизнь в республике заново строить, его бы единогласно выбрали, он очень уважаемым человеком был. Но он упустил свой шанс, уцепился за Кокойты, и его время ушло.
К штабу Джиоевой приходят все новые люди, а сторонники Бибилова, утыкав сугробы пустыми бутылками из-под шампанского, покидают площадь.
— Людей надо пожалеть, холодно тут стоять, в штабе моем подождем результатов, — объясняет решение покинуть площадь кандидат.
Те, кто остается в штабах ждать официальных результатов, впустую проводят бессонную ночь. ЦИК несколько раз переносит время объявления итогов голосования, а потом и вовсе перестает что-либо обещать. Утром становится известно о том, что Верховный суд республики рассматривает жалобу Бибилова на нарушения со стороны его оппонентов и требует не публиковать данные до вынесения вердикта. Ближе к полудню Алла Джиоева приезжает в пресс-центр избиркома. Где находится ее оппонент — неизвестно, даже соратники Бибилова не могут дозвониться до него.
— Я пока не готова официально объявить себя президентом, но из опубликованных избиркомом данных следует, что разница в отданных за меня и моего оппонента голосах такова, что никакие пересчеты не могут ее нивелировать. Мы победили, — говорит кандидат «Известиям». — И если наши оппоненты не смогли достойно править, то пусть хотя бы достойно уйдут.
Сторонники Бибилова себя никак не проявляют. У его штаба нет толп сочувствующих, в кафе по всему Цхинвалу поднимаются только тосты «За Аллу». Те, кто хочет поддержать своего кандидата не только тостом, отправляются к штабу Джиоевой. К вечеру понедельника здесь собирается около тысячи человек. Все настроены дружелюбно друг к другу и журналистам, но не к своим оппонентам.
— Мы победу Аллы не дадим украсть. В республике у всех оружие есть, люди готовы свои интересы защищать, — полушепотом говорит один из присутствующих, расстегивая бушлат и демонстрируя спрятанную под свитером кобуру. — Я знаю, как им пользоваться. И не я один.