Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ООН призвали принять меры для деэскалации украинского конфликта
Армия
Военные группировки войск «Запад» уничтожили живую силу и технику ВСУ в зоне СВО
Политика
В Госдуме прокомментировали использование ракет «Орешник» на Украине
Армия
Силы ПВО за ночь сбили 23 украинских БПЛА над регионами России
Армия
Расчеты РСЗО «Град» поразили опорный пункт ВСУ на кураховском направлении
Общество
Синоптики предупредили москвичей о пасмурной и облачной погоде в выходные
Мир
В Японии заявили о недопустимости влияния санкций США на «Сахалин-2»
Мир
Марочко заявил о серьезных проблемах с обеспечением у ВСУ
Мир
Al Hadath сообщил об ударе ВМС США по объектам хуситов
Экономика
В ЦБ объяснили рекордный рост резервов РФ в золоте
Происшествия
Число госпитализированных после отравления в красноярской школе выросло до 37
Мир
Бывший аналитик ЦРУ заявил о неспособности западной ПВО отразить удар «Орешника»
Происшествия
Богомаз сообщил об уничтожении еще одного БПЛА над Брянской областью
Армия
В МО РФ сообщили о возращении в строй 50 тыс. единиц бронетехники после ремонта
Мир
Минфин США пригрозил санкциями участникам разработанной ЦБ РФ системы СПФС
Экономика
Цена биткоина превысила $99 тыс. и вновь пробила исторический максимум
Мир
Токаев поручил усилить безопасность Казахстана из-за украинского конфликта
Мир
В МАГАТЭ приняли резолюцию с критикой Ирана

«Зачем вам Экзюпери? Бахчиванджи — по ритму то же самое»

Александра Пахмутова рассказала «Известиям», чем хорош французский летчик и почему юный Октябрь впереди
0
«Зачем вам Экзюпери? Бахчиванджи — по ритму то же самое»
Фото: РИА НОВОСТИ/Руслан Кривобок
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

9 ноября Александра Пахмутова отмечает 82-й день рождения. В российском реестре государственных наград осталось не много неосвоенных ею позиций. Но никакие награды не заставят мастера почивать на лаврах. О новом мюзикле, премьера которого запланирована на 24 декабря, Александра Николаевна рассказала обозревателю «Известий».

Как родилась идея нового проекта?

— Еще 20 лет назад я написала мюзикл «Волшебный апельсин» на стихи Виктора Викторова. Сейчас мне предложили к нему вернуться, и я сделала фактически новое произведение — от прежнего осталось только пять песен. Теперь мюзикл называется «Волшебный Новый год». Мы собрали множество всем известных персонажей: помимо Деда Мороза и Снегурочки здесь появляются Кот в сапогах, Жар-птица, Буратино и Красная Шапочка. Кстати, последние две роли исполнят дети. 

О чем эта история?

— Мы отправляемся в сказочное путешествие, знакомимся с четырьмя сторонами света. Художник Игорь Нежный  красиво воплотил на сцене образ каждого из краев земли. Разумеется, есть и конфликт, связанный с волшебной шпагой, которую похищают пираты. В прежней версии у нас был Фантомас, которого пел Муслим Магомаев. Но сейчас дети уже не знают Фантомаса, а знают «Пиратов Карибского моря», поэтому теперь у нас пираты.

Добро, разумеется, побеждает?

— Ой, ну как вы догадались?

Звуковая дорожка мюзикла будет электронной?

— В основном да, но у нас были и живые записи на «Мосфильме» с оркестром Госкино под управлением Сергея Скрипки (Российский государственный симфонический оркестр кинематографии. — «Известия»).

— Вы пишете для детей с каким-то специальным настроем?

— Во-первых, я вообще до сих пор не писала театральные вещи для детей. Во-вторых, никогда не исхожу от «целевой аудитории». Исхожу от темы сочинения и от предполагаемых исполнителей. Если у композитора получается что-то хорошее, это будут слушать со вниманием и взрослые, и дети.

Правда ли, что вашу песню о Ленине («И вновь продолжается бой») хотели запретить?

— Да, она не звучала больше года. У цензоров были две претензии: одна к Николаю Николаевичу (поэт Николай Добронравов, муж Пахмутовой. — «Известия»), другая ко мне. В стихах возмущение вызвала строчка «И юный Октябрь впереди». «Как так, вы намекаете, что опять будет революция?» В реальности так и получилось, но тогда мы совсем не имели в виду Ельцина на танке. В музыке недовольство вызвала очень подвижная и активная партия ударных инструментов.

Там действительно есть мощный ударный драйв, несвойственный среднестатистической песне 1974 года.

— Песня была написана для закрытия съезда комсомола в Кремлевском дворце. Был такой штамп, что на съездах партии должны исполняться солидные медленные песни, выводить их должны величественные баритоны из Большого театра. А у нас был комсомольский съезд — молодые люди, полные энергии. И я решила написать свежую молодежную песню. Кстати, с комсомольцами у нас никаких заморочек не было — они приняли песню. 

Бывали ли случаи, когда сначала появлялась ваша музыка, а потом Николай Николаевич сочинял слова?

— Много раз. Например, сочинить текст к песне «Мелодия» было для него очень тяжелой задачей. Там ритм меняется в каждой строчке. Он говорил: «За то время, что я потратил на «Мелодию», можно было выпустить сборник стихотворений». Были у него, кстати, и более красивые варианты этого текста, но они хуже ложились на музыку. «Нежность» тоже сначала появилась как мелодия без текста.

Мне всегда было интересно, почему Николай Николаевич упоминает в «Нежности» об Экзюпери? Странный случай для советской песни.

— Потому что Экзюпери был первым летчиком, который посмотрел на небо глазами поэта. Кстати, на записи песни редактор выводила мужа в коридор и говорила: «Коля, зачем вам Экзюпери? Что, у нас нет своих хороших летчиков? Возьмите Бахчиванджи (был такой испытатель советских реактивных самолетов) — по ритму то же самое». Николай Николаевич с трудом настоял на своем.

Ревнует ли муж, когда вы сочиняете на чужие стихи?

— Никогда. Но, знаете, самые интересные вещи возможны только с ним: когда вначале нет ни музыки, ни стихов, а есть только идея. И из нашей общей идеи мы рождаем новую песню. Именно так происходит сейчас в работе над мюзиклом.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир