Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Белый дом заявил о намерении укрепить систему ПВО Украины
Общество
Попова заявила о готовности системы здравоохранения к приему пациентов с гриппом
Мир
Bloomberg узнало о планах Британии объявить о новых санкциях против России
Мир
Кличко призвал жителей Киева готовиться к «апокалипсису»
Мир
Парламент Перу объявил импичмент президенту Кастильо
Мир
МО РФ заявило о планах сирийских боевиков атаковать дронами авиабазу Хмеймим
Происшествия
Склад с серой загорелся после обстрела украинскими боевиками завода «Стирол» в ДНР
Мир
Воздушная тревога объявлена в нескольких областях Украины
Мир
Медведев увидел в попытке госпереворота в Германии болезнь модели управления
Мир
Путин пообещал разобраться в причинах хранения Молдавией части газа на Украине
Мир
Еврокомиссия анонсировала девятый пакет санкций против РФ
Мир
На лидера турецкой партии напал неизвестный с ножом

Скромное обаяние иероглифов

Россияне приобщаются к древнему японскому искусству
0
Скромное обаяние иероглифов
фото: Константин Волков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мастер-класс по японской каллиграфии представила в Российской государственной библиотеке глава японского женского общества каллиграфов Марико Киносита.

Посредине конференц-зала Ленинки разложен лист бумаги метров пять длиной и стоит ведерко с тушью. Мраморные колонны, барельефы с Ильичом, приветствующим рабочих, парадные люстры — весь интерьер кажется антитезой к японской каллиграфии, которая — по крайней мере, в расхожем представлении — требует пустой комнаты, циновки, чайника с зеленым чаем и тихого мяукания кото — японской цитры.

Но времена меняются. В век компьютера каллиграфия из обязательного элемента хорошего воспитания превратилась в традиционное искусство. «Четыре драгоценности» — кисть, тушь, тушечница, сделанная вручную бумага — всё, что носил с собой каждый самурай, претендующий на духовность, теперь слишком громоздки для сетевых самураев. А главное, чтобы стать хорошим каллиграфом, надо долго учиться. Через 10 лет занятий каллиграф только-только созревает. При условии, что есть талант.

— Главное в каллиграфии — понять себя, — стройная красавица Киносита-сэнсей пытается объяснить, что дает ее занятие. — Я прикасаюсь к образу жизни древних мастеров и через это пытаюсь понять, что я собой представляю. А внешняя обстановка — это второстепенное.

— Народ вокруг не мешает?

— Нет, я же популяризую древнее искусство, так что публика необходима. В Москве, кстати, интерес очень высок. До этого я была в Киеве, Алма-Ате, Астане.

Тема московского мастер-класса — японское понимание красоты. Мастер учит, как рисовать иероглифы «сакура», «любовь», объясняет, что каждая линия должна выражать натуру художника и быть красивой.

В зале — человек 200, им раздали японские фломастеры-кисти, и они честно стараются. Одна из участниц аккуратно выводит вверху страницы: «Мой первый иероглиф». Для первого, кстати, очень неплохо. Обычно у начинающих японистов получаются неудобочитаемые уродцы.

Каллиграфия в Японии традиционно делится на женскую и мужскую. Тысячу лет назад, в эпоху Хэйан, когда написание пришедших из Китая знаков становилось искусством, женщинам запретили писать иероглифы. Поэтому они стали использовать округлую и мягкую азбуку хирагана. А иероглифы с их острыми углами и резкими линиями остались мужчинам.

Киносита-сэнсей в работе совмещает иероглифы и азбуку: «Я пишу не только иероглифами, но и азбукой, потому что хорошо понимаю женщин эпохи Хэйан».

На вопрос, популярна ли каллиграфия в Японии, мастерица отвечает: «Многие начинают, но когда осознают, что надо изучить всю историю японского письма за 1,5 тыс. лет, быстро остывают. Настоящих мастеров единицы».

— А возможно этим заработать?

— Не думаю. Все каллиграфы трудятся где-то еще, например дизайнерами, а чистое искусство — для души. Другое дело, что многие продают свои работы, но это опять-таки уже не каллиграфия в ее настоящем виде, а бизнес, когда ты подлаживаешься под вкусы публики.

Один из известных сегодня на Западе каллиграфов, Рюсэки Моримото, старается сделать иероглифы максимально похожими на то, что они изображают. Если он рисует знак «дорога», то это действительно похоже на дорогу — с перспективой и даже деревом вдали. Правда, это скорее отход от традиций, приближение к западному стилю. Впрочем, у каждого свой путь.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир