Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В минобороны Грузии сообщили о планах провести военные учения с НАТО в 2025 году
Мир
Орбан заявил об угрозе энергетического кризиса от действий властей США и Украины
Мир
Экс-советник Пентагона заявил о победе России в конфликте на Украине
Мир
СМИ сообщили о 30 пострадавших в результате обрушения подъемника в Испании
Мир
Экс-советник Трампа заявил о его желании скорее завершить конфликт на Украине
Мир
СМИ сообщили о готовящемся 19 января освобождении трех израильских заложниц ХАМАС
Мир
В ПМР сообщили о трех погибших на фоне энергокризиса
Мир
Депутата рады заподозрили в организации выезда 23 уклонистов за рубеж
Происшествия
В Санкт-Петербурге легковой автомобиль упал в Фонтанку
Мир
В МИД Катара заявили о начале действия режима прекращения огня в Газе 19 января
Мир
Британский политик призвал Лондон наладить отношения с Москвой
Мир
Швеция направила военных в Латвию для усиления НАТО на восточной границе
Экономика
Трамп объявил о выпуске своего мемкоина
Армия
Силы ПВО уничтожили три украинских БПЛА над Черным морем и Крымом
Общество
При падении машины в Обводный канал в Петербурге погибли мать и дочь
Мир
В МИД РФ назвали ничтожным соглашение Киева и Лондона о 100-летнем партнерстве
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 210 военных на курском направлении

Собственность на зимних духов

Кыш Бабай и Кар Кызы из Татарстана пройдут регистрацию в Роспатенте
0
Собственность на зимних духов
Кыш Бабай и Кар Кызы. Фото: РИА НОВОСТИ/Максим Богодвид
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Образ русского Деда Мороза как бренд уже зарегистрирован и охраняется законом, поэтому предприниматели спешат занять еще свободные ниши, регистрируя права на новогодних божеств разных народов России. Насколько это успешно коммерчески — вопрос непростой, так как Дед Мороз из Великого Устюга все-таки пока больше символ, чем бизнес-актив.

Казанская туристическая компания «Трэвэл-Эндвок» подала в Роспатент заявку на регистрацию имен татарских зимних духов — Кыш Бабай (Дед Мороз) и Кар Кызы (Снегурочка). На заявке изображен логотип в виде мешка с подарками, вокруг которого обвивается надпись «Резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы».

Александр Гаранин, генеральный директор Первой патентной компании, говорит, что никаких проблем с регистрацией имен божеств малых народностей быть не должно: они очень специфические и сотрудники Роспатента будут определять их просто как фантазийный набор букв. 

Сотрудники «Трэвэл-Эндвок» настроены решительно: владелица туристической компании Юлия Таланова говорит, что после оформления прав собственности на татарского Деда Мороза она планирует через суд запретить использовать его для туристической деятельности и выпуска сувенирной продукции всем остальным. Заявка на интеллектуальную собственность подана не случайно: еще несколько лет назад туристическое бюро запустило новогодний проект — одноименный дом отдыха.

Многие российские регионы эксплуатируют образы национальных Дедов Морозов. Например, правительство Удмуртии организовало резиденцию местного Тол Бабая в природном парке «Шаркан». В Карелии ежегодно проходят новогодние соревнования в городе Олонец: там меряются силой карельские новогодние божества по имени Паккайне. В качестве специальных гостей в Олонец ежегодно приезжают прописанный в Улан-Удэ буддистский Сагаан Убугун и якутский Чысхаан. Чуть меньшей популярностью пользуются марийский Йушто Кугыза, калмыцкий Зул, мордовский Якшама Атя и осетинский Артхурон. Имя ни одного из этих персонажей до сих пор не было зарегистрировано в Роспатенте.

Особняком среди национальных героев стоит Ямал Ири — Дед Мороз из Ямало-Ненецкого автономного округа. Год назад его имя оформил в собственность туристско-информационный центр «Ямал», который позже передал знак Молодежному центру технологий и занятости. Обе организации принадлежат правительству ЯНАО. Дмитрий Фролов, отвечающий за все вопросы, связанные с Ямал Ири, рассказывает, что молодежный центр сейчас занимается выпуском различной сувенирной продукции с изображением старца и зорко следит за тем, чтобы оформленный в собственность бренд больше нигде не появлялся. «Но в целом мы готовы вступать в переговоры и продавать лицензии на использование Ямала Ири, хотя обращений до сих пор не было», — признается Фролов.

В правительстве Карелии подтвердили, что олонецкий праздник Паккайне — проект местного министерства культуры, но права на имя они не регистрировали.

Совсем другая ситуация с русским Дедом. Генеральный директор ОАО «Дед Мороз» Татьяна Муромцева объясняет, что на ее организацию, подведомственную правительству Вологодский области, оформлен бренд «Великий Устюг — Дед Мороз» с соответствующим изображением: охраняемыми элементами в этом случае считаются все части товарного знака. Муромцева рассказывает, что, когда проект только запустился, бренд разрешали использовать всем подряд, эта политика была частью рекламной кампании. Но несколько лет назад все закончилось — теперь за новогодний символ просят заплатить. Впрочем, много заработать не получается: по словам Муромцевой, сейчас официально символику Деда Мороза используют только местные предприятия — «Устюгмолоко», «Вологодское мороженое» и Вологодская кондитерская фабрика. Сколько именно платят предприниматели за использование бренда — не раскрывается, но вряд ли речь идет о больших суммах.

По данным Роспатента, вологодское правительство не единственное, кто может использовать в коммерческих целях новогоднее божество: марки «Дед Мороз» и «Снегурочка» в различных вариантах и по разным классам зарегистрированы целым рядом небольших компаний. Впрочем, Муромцева обещает, что скоро все это закончится: до сих пор у Великого Устюга не было времени отсудить эксклюзивное право на национального героя, но это стоит в планах ОАО «Дед Мороз».

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир