Столичные власти выдали ЗИЛу новый шанс

В ожидании стратегического инвестора автозавод имени Лихачева получил займ у дочерней компании московского департамента имущества ОАО «ОЭК-Финанс» в размере 2,257 млрд рублей. Как сообщил информационный сервер правительства Москвы, руководство завода подписало c «ОЭК-Финанс» четыре договора займа: на 568 млн рублей, 520 млн рублей, 480 млн рублей и 689 млн рублей. Поскольку только в августе мэрия реструктурировала долг завода в размере 6 млрд рублей, предоставив
предприятию возможность выплатить эту сумму в течение пяти лет, общая сумма долга достигла 8,2 млрд рублей.
В августе нынешнего года на ЗИЛе снова заработал конвейер после двухгодичного перерыва. Однако заммэра по экономической политике Андрей Шаронов отметил, что правительство Москвы не строит иллюзий по поводу существующего производства на предприятии.
— Завод был запущен, чтобы покрывать хотя бы часть расходов, — объяснил Шаронов. — Однако нынешнее производство не имеет перспектив, так что приоритетным направлением остается поиск инвестора, на который отведено около полутора лет.
Чиновник объяснил, что совершенно необязательно завод будет собирать автомобили, и, что вполне возможно, это будут лишь запчасти. Кроме того, часть территории будет также отдана под коммерческое строительство.
Эксперты сошлись во мнении, что долг реструктурирован для того, чтобы выиграть время. По их словам, самый ценный актив ЗИЛа — это московские земли, на которых, с одной стороны, можно построить коммерческую недвижимость, а с другой, сконцентрировать существенную часть всей московской промышленности. Так, ведущий аналитик инвестиционной финансовой компании «Метрополь» Андрей Рожков говорит, что последние займы, привлеченные у подконтрольной правительству компании, направлены на то, чтобы завод продержался на время поисков. Однако удастся ли найти инвестора, пока остается вопросом.
— Это самый безболезненный сценарий для ЗИЛа. Если инвестор будет найден, то выигрыш города будет больше, чем при банкротстве компании, — объяснил эксперт. — Но если экономическая ситуация в России будет ухудшаться, то вероятность найти инвестора будет очень низкой, и деньги могут оказаться потраченными впустую. Тем более что сейчас все чаще говорят о второй волне кризиса.
По словам Рожкова, в принципе выпускать на ЗИЛе могут любую машиностроительную продукцию. Но не факт, что найдется много желающих налаживать производство именно там. В силу разных причин удобнее это делать в других районах — например, в Калининградской области. В том числе за счет менее высокой арендной стоимости.
Генеральный директор аудиторско-консалтинговой группы «Финэкспертиза» Агван Микаэлян тоже считает, что займ продиктован необходимостью спасать завод. Однако он отмечает наличие и других причин для кредитования безнадежного предприятия.
— На сегодня ЗИЛ нельзя рассматривать исключительно как некий завод. Это в первую очередь огромная территория, — пояснил эксперт. — И скорее всего речь не идет о том, чтобы каким-то образом вдохнуть жизнь в производство грузовиков практически в центре Москвы, а о том, чтобы территории завода не ушли из рук властей раньше времени.
Микаэлян подчеркнул, что в связи с присоединением к городу новой территории производство скорее всего будет выведено за МКАД. А площадка ЗИЛа может быть использована под строительство.